Фольклорные жанры в контексте праздничной культуры: песни календарных обрядов

Фольклор - это система систем. Как и литература, она делится на поэтические роды: эпические, лирические, драматические. Род подразделяется на типы (песни, сказки, не сказочные прозы и т. Д.), А виды - на жанры. В некоторых жанрах сочетаются черты разных родов (лирические песни). Если классификация основана на образе жизни произведений, то фольклор будет разделен на ритуальный и не ритуальный. Малые жанры различаются по объему.

Жанр является основной единицей изучения фольклора. Каждый жанр - это типичная структурная модель, которая обладает способностью реализовывать определенные жизненные условия. В устной народно-поэтической традиции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загадки, сказки, легенды, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения реальности, они веками жили в фольклоре разных народов.

Фольклорные жанры:

1. РИТУАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР - строго приурочен к явлениям или событиям, изначально имевшим магическую функцию.

А) Календарь - ритуальный фольклор:

- зимний цикл (колядование, щедрость, карнавал) (стремится к весеннему циклу)

- весенний цикл (весенние крики, народные песни (на большой день, Пасха, Троица, русалки...), летний цикл (баня, сбор урожая), осенний цикл (белье, весна, «сбор ягод»...)

Б) Семейно-ритуальный фольклор:

· Родильные обряды

· Крещальные обряды

· Свадьба

- похоронные причитания

2. НЕРИТУАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Более поздний слой, где нет жестких сроков проведения мероприятия, мелодически более разнообразен: пастухи, бурлаки, доярки (купцы), казаки, солдаты, новобранцы, партизаны, лирические, комические, частушки.

Неритуальный фольклор также включает в себя 3. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Это работает, выполняя детей более старшего возраста или детей в их среде (колыбельные, детские стишки, рифмы, тизеры, заклички, с пением и играми движения).

Ритуальный фольклор состоял из словесно-музыкального, драматического, игрового, хореографического жанров, которые были частью традиционных народных обрядов.

Ритуалы занимали важное место в жизни людей. Они развивались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Ритуалы имели ритуальное и магическое значение, содержали правила поведения человека в повседневной жизни и на работе. Они делятся на трудовые (сельскохозяйственные) и семейные. Русские ритуалы генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.

Ритуальная поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Он имел ритуальное и магическое значение, а также выполнял психологические и поэтические функции.

Календарно-ритуальная песня, чрезвычайно архаичная и интересная часть фольклора, сопровождала аграрные праздники и работу фермера в течение экономического года. В древнейшем слое календарных обрядов, суеверий, песен проявляется солнечный культ. Не случайно, что самые большие сельскохозяйственные праздники и праздники (Рождество, Купала) имели место во время зимних и летних солнцестояний. Наблюдения древнего человека о солнечном цикле, изменениях в природе, биологических циклах растений и животных формировали систему взглядов, которые выражались в агромагических обрядах, верованиях, календарных знаках, пословицах, песнях. 3 Развитие общества календарно-ритуальной поэзии широко отражало труд фермера, мировоззрение и нравственно-этические представления народа.

Песни календарных обрядов - явление, отличающееся своей лексико-образной структурой, жанровой и настроенно-интонационной спецификой. Он был образован не позднее XIV-XVI веков. Песни этой группы разделены на 20 жанровых и групповых композиций и представляют собой феномен белорусской национальной поэтической и песенной культуры. Есть 4 больших цикла песен календарных обрядов: весна, лето, осень и зима. Каждые пару лет, каждый сезон и период производства в крестьянском календаре имели соответствующие обряды, обычаи, верования, музыкальное сопровождение. Общим для них является широкая аграрная основа, постановка целей и вытекающие из этого индивидуальные мотивы. С непрерывностью некоторых ритуальных элементов, перекличкой отдельных мотивов, каждый цикл песни-календаря определяется разнообразием и уникальностью.

Зимний период в крестьянском календаре носил подготовительный характер. Обряды и песни зимнего цикла были нацелены на то, чтобы заранее повлиять на будущий урожай, сохранить озимые культуры, шерсть на полях. В зимний период поэтического календаря празднование Рождества отличалось богатством обрядов и песен. Большое внимание было уделено аграрному и любовному гаданию, различным экономическим убеждениям и особенностям. Поэтическое ядро ​​состояло из колядок и колядок, песен, определяемых метафорическими образами и яркой органо-магической ориентацией.

Для Сианя, Сиань там новый, щедрый вечер, добрый вечер! * Стоит Горница нового зрублона. В этой комнате четыре окна: в первом - ясное солнце, во втором - ясная луна, в третьем - маленькие звезды, в четвертом - темное облако. Ясное солнце - его жена, Ясная луна - сам хозяин, Что маленькие звезды - его дети, Что темное облако - его рожь, И от корня - корень, И от соломы - стебель, И от колоска - шип. И дай, Господи, хозяину, О, жить, варить пиво, Заваривать пиво - сыновья жениться, Водить водку - давать жениться дочери. Щедрый вечер, добрый вечер! RFV, т. 13, № 1-2, с. 266. Зап. Е. Ф. Карский в деревне. Березовка, с. Новогрудок, Минская губерния.

На рубеже зимних и весенних циклов разрабатываются карнавальные или беговые песни. Масленичные обряды были призваны приблизить весну, передавая игривое настроение участникам праздника.

Мы были на холме, побывали, о, Лули, побывали! Масленка поприветствована, поприветствована, о, Лули, поприветствована! Гора была фарширована сыром, фарширована, гору поливали маслом, поливали. Наш горох кипит, ах, котел, Теща рычит, рычит: Она ворчала на нас, ах, ворчала, На гороха не отпускала, не отпускала! И мы не хотим домов, не хотим, И хотим кататься, кататься! Мы подумали - Масленки семь воскресений, семь воскресений, Ажно Масленки семь дней, семь дней! Масленка обманул нас, обманул: в семь воскресных дней постился, посадил: на белокочанную капусту, капусту, на горькую редьку, на редьку, ох, люли, на редьку. Романова, 8, стр. 140. Зап. Т. Мадзалевская в станице Узкая Велижская деревня от Андреева.

Весенние обряды и песни были разработаны, чтобы освятить особенно важный период в жизни фермера - начало полевых работ, время весенних побегов и т. Д. Крики весны, весенние песни, обряд скотоводства и песни скота. Песни юрского периода, поминовение предков на сцене Рождества Христова, троица с культом растительности, неделя русалки, обряд куста, песни троицы, русалка, кустарник были содержанием весеннего календарно-ритуального цикла.

Уникальное явление белорусской весенне-ритуальной традиции составляют народные песни-календари:

Господи, Господи, Христос, Сын Божий, воскрес! Пусть проснется! А ты спишь, ложишься, отдыхаешь, Или с молодой женой, Или с маленькими детьми? Встань пораньше, помой белое, Помой белое, как бумага, Посмотри в окно на рассвете, Что происходит, берегись: В твоем дворе, как венок, Сады цветут, Пчелы звонят. А в поле есть платан, платан широкий, листья зеленые. Под платаном стоит престол, За престолом кресло, На этом стуле сидит сам бог, Рядом со слугой написаны его письма, посланные, Кому он стоит раньше. Первый праздник - это Божье лето, Святой выбор - это вода с гор, И Казимир рубит дрова, рубит дрова, ставит дрова. Евангелие сушит землю, сушит землю, рожь движется. Чистый четверг управляет сошкой, управляет сошкой, гладит лошадь. Лошадь поглаживает, варит, пасхальные яйца рисует, пасхальные яйца рисует, разговаривает. - Святой Георгий - божественный слесарь Возьми золотые ключи, Пусть гонятся целую весну. AIMEF, ф. 8, инв. 2, файл №. 50, сш. 3, с. 32-40. Зап. М. Гринблатт в 1972 году в деревне. Двор Бируцкое Миоры р. от Казимира Даргеля, 84

Летние обряды и песни должны были сохранить зерно во время созревания, способствовать успешному сбору урожая. Ритуалы, обычаи, верования, легенды о куполе несут отпечаток древности, красочный по содержанию и форме. Песни Купалы и Петровского глубоко поэтизируют красоту природы в период ее величайшего процветания, создают образы союза человека с природой и вселенной.

Подняться, подняться, луна, Подняться, подняться рано, Раскрыть купол: Девочки поют, Молодцы вечеринки - А мне, поднявшись, нужно много: вечером я обойду небо, И с севера посчитаю звезды, Тогда я к тебе, девочки, приду, Тогда на Купалу к тебе приду, Тогда к тебе Купала разложится. Гилевич, 1974, с. 134. Зап. в селе. Романы Молодечненского района от М. Русака, 77

Небольшая группа в летнем цикле состоит из песен косецки или сенокоса. По народной традиции летние песни с их разновидностями - зажинкой и дажынкой считаются летними. Урожайные песни прямо передают атмосферу самого жаркого времени года в жизни крестьянской семьи - урожай, тяжелый труд.

Солнце уже заходит над лесом, я, молодой, хочу идти домой: до того, как будут сделаны носовые платки, до того, как найдены ножницы, до того, как будут замечены глаза, уже притворство настаивало, до того, как жнецы проклялись. Я возьму пистолет в пройму, Сама, молодой, иди домой. Карский // РФВ, т. 21, с. 255. Зап. Я. Карский в 80-х годах XIX в. в селе. НовоселкиЗатрокски село Вильно-Троки

Осенний период сельскохозяйственного календаря связан с уборкой, срывом и переработкой льна, сеянием озимых - завершением полевых работ. Среди осенних праздников были завесы, богатые люди (сопровождаемые аграрным обрядом) и особенно дедушки Дмитрова - осины. В течение трех сезонных периодов производства - весна, лето и осень - были песни. Вместе со скотом и осенью они составляют национальную специфику поэзии белорусского сельскохозяйственного календаря.

Календарно-ритуальное творчество является мультижанровым. Он включает в себя заклинания, величественные баллады, лирические и юмористические песни, а также предложения, пословицы, поговорки, легенды. Древний слой календарной песни отличает краткость формы, экономия слова и его выразительность. Влияние христианства сказалось на песнях этой группы только внешне. Народный элемент лишь частично воспринимал определенные элементы христианской мифологии, перерабатывая их в соответствии с элементным материалистическим видением мира.

Область распространения белорусского календаря и ритуальной поэзии в основном совпадает с белорусским этническим пространством. Однако не все жанры календаря равномерно расширены. Регион интенсивного существования календарно-ритуальной поэзии - Северная и Центральная Беларусь. Рождественские и рождественские колядки сосредоточены в основном на Полесье, весенние цветы - на юго-востоке Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: