Конспект урока
Русское правописание: орфография и пунктуация.
Дата 07.04.2020
Группа № 80 профессия машинист крана (крановщик) 3 курс
Тема: «Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.»
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и обобщающих словах при них; закрепить умения и навыки выделять обобщающие слова и однородные члены предложения при них;
Основные понятия:
Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.
Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами.
|
|
Используемая литература:
Учебник Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. –М.: Просвещение, 2017.
Интернет – ресурсы:
1.Учебный фильм по русскому языку, обобщающие слова при однородных членах... https://yandex.ru/video/preview/. Дата обращения 06.04.2020
2.Словари и энциклопедии на Академике. https://dic.academic.ru/ Дата обращения 06.04.2020
Презентация «Обобщающие слова при однородных членах»
Ход урока
Знаки препинания служат нотами при чтении.
А.П. Чехов.
Изымите всё произведение,
если в этом произведении
вам не нравится запятая,
но не вычёркивайте этой запятой:
она имеет свой смысл.
А.А. Блок.
1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных могут оказаться обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления.
|
|
Ребята, на этом уроке вы
повторит е знания об обобщающих словах и вспомните, какие знаки препинания необходимо ставить в этом случае.
2. Основное содержание урока.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
План:
Понятие обобщающего слова.
Знаки препинания при обобщающих словах.
При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.
Например: И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да короба — всё было разрисовано цветами, рыбами, птицами. (Н. Соротокина)
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием. Например: Все эти люди: матросы разных нации, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы. (А. Куприн)
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями: Ни в поле, ни в лесу — нигде не мог он обрести покоя.
Знаки препинания при обобщающих словах
Двоеточие ставится
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов, например: А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский);
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, например: Здесь рост: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха... (В. Обручев)
Примечание. Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями. названиями литературных произведений и т. д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует характерная для обобщающих слов предупреждающая пауза). Например: Туристы побывши в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.
Тире ставится
1) если обобщающее слово находится после однородных членов: Пётр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы — всё это давало хороший материал для книги (К. Паустовский);
2) если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза): Всё окружающее — заборы, дома, деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра. (М. Горький)
Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие: Ему [Чичикову] подавались разные обычные в трактирах как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный... (Н. Гоголь)
Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится тире, а после него — запятая: Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, как нужно. (Н. Гоголь)
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова перед ними ставится двоеточие, а после них — тире: И всё вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца. (И. Бунин)
Примечание. Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающею слова и тире после однородных членов): Всё имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — всё, что находилось в лодке, погибло. (В. Арсеньев)
|
|
Закрепление и обобщение материала.
Тренировочный модуль
Выполните тестовое задание:
1.. Укажите неверно выделенное обобщающее слово:
а) Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на ветке.
б) Тонкий нос, смелые брови, щеки – все черты её лица выражали страсть.
в) В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.
г) Дети, старики, женщины – всё смешалось в людском потоке.