Шерлок Холмс как викторианский джентльмен

 

Шерлок Холмс в ранних рассказах предстает пред читателями эксцентричным джентльменом: он достаточно обеспечен, чтобы жить, не работая (хотя при самом первом своем появлении, в «Этюде в багровых тонах», он еще работал лаборантом в университете, но в более поздних произведениях это ни разу не упоминалось) [STUD]; он детектив-любитель, расследующий преступления, чтобы избежать скуки, причем делает это в большинстве случаев не ради оплаты, отказывая выгодным клиентам в пользу интересного случая какого-нибудь бедняка [BLAC]; при поимке преступников он руководствуется скорее своим собственным кодексом чести, чем буквой закона, и нередко отпускает преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях (в 14 из 60 произведений).

Шерлок Холмс достаточно начитан и интеллигентен, чтобы общаться с людьми из высшего общества [SCAN]. Он равно приветливо общается с бедными и богатыми, с преступниками и политиками. Холмс - человек, который "сам себя сделал", сам добился признания за свой острый ум. В первой главе уже рассматривалось происхождение Холмса - его семья принадлежала к мелкому поместному дворянству [GREE], однако он оставил семью и переехал в Лондон, чтобы поступить в Оксфордский университет, где и стал известен в кругу знакомых благодаря своему дедуктивному методу, который он сам и разработал [GLOR].

Но хотя Холмс порой следует кодексу джентльменов и, судя по всему, знает его, он может нарушать этикет - он может быть груб с людьми высокого положения, если тебе ведут себя заносчиво [SCAN], он способен говорить неправду [SPEC] - не только в интересах следствия, но и чтобы скрыть преступника от полиции в случае, когда он считает, что преступник прав [DEVI]. Несмотря на невозмутимость в моменты опасности, он может быть чрезвычайно возбужден в моменты бездействия, он подвержен сменам настроения, что недопустимо для истинного джентльмена.

И тем не менее, хотя Холмс не является джентльменом в более привычном для большинства смысле слова, он является истинным викторианским джентльменом в исторически-социальном смысле: помогает беднякам, по мере сил поддерживает справедливость, и при этом живет в свое удовольствие, не утруждая себя работой для обеспечения своего существования.

Холмс - джентльмен, но джентльмен, специфический, не придерживающийся строгого морального кодекса, свойственного остальным - он выработал свой кодекс, который в первую очередь гласит: «Каждому воздастся по деяниям его».

Холмс также типичный представитель такого жанра, который сейчас принято называть «викторианский детектив» [7].

Лондон XIX века - это место высокой криминальной активности. По некоторым данным до 10% жителей зарабатывали на жизнь криминальной активностью [30; 115]. Полиция появилась в Лондоне лишь в 1829 году, а отдел расследований убийств - лишь в 1842. В период деятельности Шерлока Холмса, 1880-1910 года, полиция в Лондоне все еще не пользовалась доверием жителей, но именно в то время прогресс начал использоваться и в детективных расследованиях - например, применялся метод дактилоскопии. Однако книги о полиции еще нескоро заинтересуют простого читателя, и издатели, ориентируясь на спрос, издают детективные истории, в который действует герой-одиночка.

Детектив считается относительно молодым жанром, а его основоположником традиционно называют Э.А. По (1809-1849). В 1841 году, в рассказе «Убийство на улице Морг», впервые появился Огюст Дюпен - эксцентричный французский интеллектуал с необычайными аналитическими способностями (тот же герой действует в «Тайне Мари Роже», 1842, и «Похищенном письме», 1845). В Англии герой-сыщик впервые появляется в романе Диккенса «Холодный дом» (1852). Инспектор Беккет меняет личины, непринужденно входит в лачугу бедняка и в гостиную баронета, втирается в доверие, раскрывает тайны, неумолимо настигает преступника. Это умение перевоплощаться и разговаривать с каждым на его языке унаследуют многие литературные сыщики. Следующий примечательный персонаж такого рода встречается в романе Уилки Коллинза «Лунный камень» (1868). Агент сыскной полиции Ричард Кафф сух и наблюдателен, он скрупулезно собирает факты, но любопытным образом делает из них совершенно неверные выводы.

Детективы публиковались в журналах и до историй о Шерлоке Холмсе, однако именно Холмс стал наиболее популярным героем-детективом. В периоды, когда Конан Дойл не писал о Шерлоке Холмсе, в том же «Стренде» печатались другие авторы, однако их истории не смогли заинтересовать читателей настолько, чтобы те забыли о Холмсе.

 



Заключение

 

Залогом успеха детективных рассказов на рубеже XIX и XX веков был яркий образ героя, и Конан Дойл это понимал. До произведений Конан Дойла, безусловно, были и другие детективные произведения, ныне забытые, так как в них не было яркого образа Детектива. Даже самому Конан Дойлу не удалось повторить свой успех с другим образом - бригадиром Жераром.

Раскрытие образа Холмса происходило через действие. Сыщик первым делом доказывал свое отличие от подобных ему героев благодаря "дедуктивному методу". В то время как в более ранних произведениях сыщик не играл значительной роли, являясь просто человеком с ответами, а на переднем плане была загадка, Конан Дойл, в надежде на постоянные публикации, искал образ героя, который заставит читателей выбрать из многообразия детективной литературы именно его произведения, и задачу свою он выполнил безупречно - так, что и век спустя Холмса предпочитают всем прочим детективам.

Цикл "Приключения Шерлока Холмса" сделал А.К. Дойла знаменитым. Его герой был принят публикой и прочно вошел в детективную мифологию, и произошло это в первую очередь благодаря образу Шерлока Холмса, а не детективным загадкам, некоторые из которых уже в то время были простоваты и наивны.

Не в последнюю очередь привлекательность образа обуславливается тем, что он, изменяясь от рассказа к рассказу, в последнем из них и вовсе представая перед читателями стариком-пчеловодом [LAST], все же остается цельным и интригующим. Холмс (а вместе с ним и Конан Дойл) всегда умел как разгадывать загадки, так и загадывать их - он окружен ореолом таинственности, хотя мы знаем даже, что он ест на обед или какого цвета халат он предпочитает носить. Обилие деталей бытовой жизни и одновременно загадочность мыслей - вот что привлекает читателей к Шерлоку Холмсу. Ну и, конечно же, его верный друг доктор Ватсон, который любезно записал для нас его приключения.

Отнести какие-то определенные произведения о Шерлоке Холмсе к конкретным литературным эпохам практически невозможно. Наиболее ярко черты литературных эпох выделяются в повестях о Шерлоке Холмсе - «Этюд в багровых тонах» и «Знак четырех» несут в себе декадентские настроения, а «Собака Баскервилей» и «Долина страха» - напротив, неоромантические. Викторианство же в основном оказывало свое влияние на рассказы, публикующиеся в журнале ежемесячно - и ежемесячно же подвергающиеся цензуре, чтобы соответствовать требованиям «семейного чтения». По рассказам о Шерлоке Холмсе можно проследить, как на границе веков ужесточались рамки, в которых должна была существовать литература, как усилилось морализаторство.

Черты разных литературных эпох смешивались в произведениях Конан Дойла, сливались в единое органичное полотно, создавая образ Шерлока Холмса - образ, интерес к которому не ослабевает спустя век после его создания, любовь к которому не имеет географических и возрастных границ.

Шерлок Холмс - декадентский герой-одиночка, герой-эстет, любящий скрипичную музыку и синтез чего-то нового из неожиданных компонентов. Он же - неоромантическая выдающаяся личность, постоянно находящаяся в движении по воле авантюрного сюжета. И в то же время он - викторианский джентльмен, человек, сам создавший себе имя, имеющий право вершить суд. Невозможно отнести образ Шерлока Холмса только к одной из литературных эпох, он создание рубежа веков, граничной зоны - и он сам находится на границе эпох, является продуктом умелого синтеза, проведенного Конан Дойлом.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: