Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го — начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.
Периодизация истории врачевания:
1) индская цивилизация (XXIII — XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) — протоиндийская цивилизация, древнейшая в Южной Азии.
2) ведийский период (XIII —VI вв. до н.э., долина р. Ганг).
3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. — V в. н.э.).
Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:
1. монументальная архитектура,
2. плановая застройка городов,
3. высокий уровень их санитарного благоустройства,
4. развитие искусственного орошения,
5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),
6. создание протоиндийской письменности.
По величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т.д. индская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.
|
|
Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания, — лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими обрядами.
Древние лекари так и назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»).
К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания — аюрведа (ayurveda — учение о долгой жизни).
Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарственные средства региона, исходя из национальной философской традиции.
В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I —II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I —II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.
Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.
Представления о причинах болезней Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь — выше сердца, желчь — между пупком и сердцем, воздух — ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь — первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.
|
|
Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п.
Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений.
Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания.
Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.
Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.
Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.
Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Гигиенические навыки закреплены и в «Законах Ману»:
«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой».
«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».и т.п.
В городах и селениях запрещалось выбрасывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.
Положение врача Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей.
Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни.
Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.).
В течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильности национальной культуры и традиционной медицины.