Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. XIV, 23).
Первоначально пресвитеры (греч. πρεσβύτεροι ‘старшие’) были руководителями христианских общин и практически ничем не отличались от епископов (греч. επίσκοποι ‘надзирающие, блюстители’). Например, ап. Павел называет «епископами» эфесских пресвитеров после призвания последних в г. Милет, где он в то время находился. Ср.:
Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им:...Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (επισκόπους), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. XX, 17-18,28).
Очевидно, что в этом тексте Деяний слово епископ пока не имеет иерархического смысла, отдельного от пресвитера. На основании упоминания епископов (1 Тим. III.1—7, Тит. 1.7—9) и пресвитеров (1 Тим. ν.17—19) в посланиях ап. Павла невозможно установить между ними какие-либо иерархические различия.
|
|
В Первом послании к Тимофею ап. Павел перечисляет личные качества, необходимые для епископского служения:
Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, несварлив, некорыстолюбив, но тих, миролюбив, несребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не <должен бытъ> из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. III, 2—7).
Далее апостол говорит о качествах диакона, ничего не сказав о пресвитерах — лишнее подтверждение тому, что служения епископа и пресвитера были идентичными.
Руководство всей Церковью первоначально было прерогативой собора апостолов, однако уже довольно скоро решать местные церковные вопросы соборной волей Двенадцати стало физически невозможно — ведь многие из апостолов отправились с миссией в отдалённые земли империи, и даже за её пределы, и уже не могли коллективно руководить Церковью. Некоторые апостолы стали главами Поместных Церквей: например, ап, Иаков, сын Алфеев - главой Иерусалимской Церкви-Матери. Другие Церкви получили от апостолов полномочных начальников — епископов-пресвитеров. Ап. Павел призывает Церковь чтить и слушаться таковых — в Послании к евреям он называет их предводителями (ήγούμβνοι)[VI]:
|
|
Поминайте наставников (των ηγουμένων} ваших, которые пропо- ведывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. XIII, 7).
Повинуйтесь наставникам (τοΐ? ήγουμένοις} вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр, XIII, 17),
Из посланий ап. Павла (Флп. I, 1; Тит. I, 5) видно, что в апостольские времена в одном городе могло быть несколько епископов- пресвитеров, возглавлявших, очевидно, различные христианские общины. В Послании к Титу содержится свидетельство о том, что поставление пресвитеров могло производиться не только самими апостолами, но и по их поручению другими лицами, ср.:
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил в каждый город пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. I, 5).
Однако не следует думать, что человеческое управление в Церкви было единственным фактором. Отличительной особенностью ранней Церкви было то, что Бог осуществлял непосредственное управление ею через пророческое откровение. Так, например, обращение ап. Павла (Деян. IX, 3—9) и всё его дальнейшее путешествие из Антиохии в Иконий (Деян. XIII, 1—12; XIV), как и сама первая проповедь ап. Петра (Деян. II, 14 слл.), проповедь Петра в доме сотника Корни-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) лия (Деян. X, 44), апостольский собор в Иерусалиме (Деян. XV, 28), путешествия и проповедь ап. Павла в Македонии и Ахайе и ряд других важных событий происходят по воле Божией, выражаемой посредством видений и откровений - иными словами, при непосредственном руководящем участии Св. Духа.
Особые служения в ранней Церкви: апостолы, пророки, учители. Изобилие благодатных даров Св. Духа породило в Древней Церкви наряду с апостолами особый чин людей, получающих непосредственное откровение свыше. Эти люди, по-видимому, не были включены в церковную иерархию, но обладали особым, духовным авторитетом. Их служения были благодатными, экстраординарными, зависящими не столько от их воли, сколько от свободных излияний на них Божественной благодати. Вот что пишет о таковых апостол Павел:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, <иным дал> силы <чудодей- ственные>, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. XII, 28).
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. IV, 11—12).
Мы видим, что делом пророков и учителей было созидание Церкви — Тела Христова, и в этом деле не было ни главных, ни второстепенных участников, но каждый использовал на пользу общему делу данный ему Богом талант.
Пророки упомянуты во многих раннехристианских текстах — в частности, в книге Деяний выведен пророк Лгав.
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав <собранное> к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. XI, 27—30).
Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый:мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое?я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня (Деян. XXI, 10—14)!
|
|
Также в Деяниях названы и другие первые пророки и учители Церкви — в их числе сам ап. Павел (Савл), ср.:
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Ма- наил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. XIII, 1—3).
Из этого места Деяний становится понятным, что между служениями апостолов, пророков и учителей не было чёткой границы, поскольку все они представляли собой разные проявления одной силы — благодати Св. Духа, действующей по-разному порой через одного человека, порой через многих.
Помимо Деяний различные иерархические чины Древней Церкви упоминаются в анонимном тексте последней четверти I в. «Учение 12 апостолов», или просто «Учение» — Дидахе (греч. Διδαχή). В частности, в этом тексте, как и в Деяниях, служения апостолов, учителей и пророков почти полностью тождественны:
А в отношении апостолов и пророков, по заповеди Евангелия, так творите. Всякий же апостол, приходящий к вам, да будет принят как Господь: однако он не может оставаться больше одного дня, если же будет необходимо — двух дней. Если же останется на три дня, он лже пророк. Когда же апостол будет уходить, пусть ничего не берёт с собой, кроме хлеба на дорогу до ночлега — если же будет просить денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не исследуйте: ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится. Не всякий же, говорящий в Духе — пророк, но только если он нравом подражает Господу. Ибо от нрава познаётся лжепророк и пророк. И всякий пророк, велящий подать трапезу в Духе, не притронется к еде — если же нет, он лжепророк. Всякий же пророк, проповедающий (учащий — διδάσκων) истину, если не творит то, о чём учит, то он лжепророк (Дидахе XI, 3—10) (перевод мой — КМ).
|
|
Всякий же истинный пророк, желающий сесть с вами <за трапе- зу>, достоин своей пищи. Также и учитель истинный, и он достоен, как труждающийся, своего пропитания (Дидахе XIII, 1—2) (перевод мой. — КМ).
Далее в Дидахе пророки названы «архиереями», которым следует отдавать начатки урожая, а также тельцов и овец (XIII, 3—4) — однако новейшими издателями это место считается позднейшей вставкой (интерполяцией).
Значение, придаваемое Церковью деятельности пророков и учителей, хорошо видно из того факта, что Дидахе ставит их наравне с епископами и диаконами, ср.:
Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа — мужей кротких, и несребролюбивых, и настоящих, и испытанных. Ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не относитесь к ним свысока, ибо среди вас они почтены вместе с пророками и учителями (Дидахе XV, 1—2) (перевод мой. - К.М.).
Таким образом, иерархическую структуру Церкви первые годы её существования можно схематично представить следующим образом:
Глава Церкви — Христос
Апостолы, пророки, учители
Пресвитеры-епископы (руководят локальными Церквами)
Диаконы (помогают епископу, исполняют адм.-хоз. функции)
▼
Церковный народ
Контрольные вопросы по теме
1. В чём состояло сходство и в чём различие миссионерских подходов сев. Апостолов Петра и Павла?
2. Сколько миссионерских путешествий предпринял ап. Павел? Каковы были их причины?
3. Каковы были причины и результаты апостольского собора в Иерусалиме?
4. Опишите иерархическую структуру ранней Церкви и функции каждого чина церковной иерархии.
5. В чём состоит идея апостольства? Почему некоторые святые именуются в Церкви «равноапостольными»?
Дополнительная литература по теме
Афанасьев Н., протопр. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003. С. 15—16 (о пророках).
Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу о происхождении диаконата // БТ. Т. 13.
1975. С. 201-207.
Емельянов Н., свящ. Апостольство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 133-135.
Епископ (группа авторов) // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 509-522 (509-513).
Желтов М., диак. Диакон Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 571-580 (571-573).
Желтов М., диак. Диаконисса // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 580—587 (580—581).
Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994 (ст. «Апостол», «Равноапостольный»).
Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. С. 58—63 (Деяния Апостолов).
Польское К., свящ. Апостолы // ПЭ. Т. III. 2001. С. 103—109.
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1908; переизд. под ред. проф. В.А.Томсинова: М., 2004. С. 9—21.
Ткаченко А.А. Деяния святых Апостолов // ПЭ. Т. XIV М., 2006. С. 490—507.
1.2. Церковь и Римское языческое государство
(КА. Максимович)
1.2. а. Восприятие христианства в римском обществе
Религиозная ситуация в Римской империи времён раннего принципата (I в.) благоприятствовала распространению христианства. Империя была толерантна к верованиям других народов и не навязывала никому языческих ритуалов римского образца. Главной причиной этого было то, что язычники римляне осознавали своё весьма скромное место в культуре Средиземноморья, более того — у них даже был некоторый комплекс неполноценности по отношению к наиболее культурным народам того времени — грекам и египтянам (ср. Вергилий. Энеида, VI, 847—851). Греческая культура была в Риме известна издавна (достаточно сказать, что даже латинский алфавит представляет собой модифицированное греческое письмо, заимствованное у греков Южной Италии). Первые римские поэты и комедиографы Ш-П вв. до Р.Х. весьма активно копировали и перелагали греческие образцы — от «Одиссеи» Гомера до сюжетов новой аттической комедии IV—III вв. Греческий язык был в Риме языком культуры - его роль хорошо (хотя и невольно) показал буквально за минуту до своей смерти Юлий Цезарь, который, увидев среди своих убийц собственного пасынка Юния Брута, успел издать восклицание - однако не общеизвестное «И ты, Брут!», а совсем другое, и притом на греческом языке: Και σύ, τέκνον («И ты, сынок!»).
Несколько позднее (в 30 г. до. Р.Х.) римские завоеватели по- настоящему познакомились с богатством и древней культурой эллинистического Египта, пирамиды которого воспел Гораций в бессмертной оде «К Мельпомене», более известной у нас как «Памятник».
Уважение Рима к восточной культуре переносилось и на экзотические древние культы. Очень рано в Риме начинают распространяться заимствованные из Греции, Малой Азии и Египта разнообразные мистерии — Диониса (Вакха), Исиды, Сераписа, Митры, Кибелы и многих других богов. Среди образованных римлян посещать различные восточные мистерии стало своего рода модой, элементом престижа (уже в I в. до Р.Х. такая мода засвидетельствована в стихах замечательного римского поэта Катулла).
В римском городе Помпеи, который был полностью засыпан пеплом вулкана Везувий в 79 г., найдены несколько храмов, среди которых главные - храм Юпитера и храм египетской богини Исиды, которой были посвящены особые мистерии.
Отеческие римские боги почитались только в сельской местности, а также в рамках государственного культа Юпитера Капитолийского, Марса, Весты, Януса и некоторых других богов. Начиная с Октавиана Августа, при котором римский сенат официально обожествил погибшего Юлия Цезаря, с конца I в. до Р.Х. в римский государственный культ вводится также почитание «гения» принцепса.
Слово «гений» (лат. ^епшз) в древности имело совсем не тот смысл, который оно имеет в русском языке. Сепш8 — это весьма загадочное римское понятие «духа» или «родовой сущности» (ср. корень ξβη- ‘рождать’), существующей в тесной связи с личностью человека, но не тождественной ей. Видимо, речь идёт о некоем духовном «двойнике», который не умирал со смертью своего носителя, а продолжал существовать в идеальном мире.
Римская терпимость к чужим обрядам, более того — активное усвоение восточных культов сыграли на руку новому учению. Уже из апостольских Деяний видно, что римские наместники не очень вникали в тонкости полемики христианства с иудаизмом, поскольку для них религиозные вопросы не имели большого значения. Граждане империи имели право почитать любых богов — главное, чтобы они при этом не нарушали общественный порядок и не пытались отделить от империи свои земли (с такими римляне всегда расправлялись быстро и беспощадно). Мирный характер апостольской проповеди, христианские принципы любви, самопожертвования и моральной чистоты нисколько не угрожали государству и потому не могли вызвать сколько-нибудь активного противодействия имперских властей. Не могли - однако время от времени конфликты с властями у христиан возникали, хотя и не по их, христиан, вине. Дело в том, что на первых порах римляне очень плохо отличали христиан от правоверных иудеев. Как мы видели выше, и сами христиане поначалу не всегда отделяли свою веру от Закона Моисеева (иудеохристианство). Поэтому довольно долгое время римляне воспринимали христиан как иудейскую секту и приписывали христианам те же грехи, в которых они упрекали иудеев, — гордость, нетерпимость к другим культам, замкнутость и неприязнь к непосвящённым.
Что касается образованного слоя язычников — философов, писателей, риторов, — то их отношение к новому учению характеризовалось лёгким (а иногда и строгим) критицизмом и пренебрежением к христианам, которые не имели в массе своей хорошего образования и
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) престижных профессий, не умели гладко рассуждать согласно логическим категориям Аристотеля, не понимали тонкой диалектики диалогов Платона, зато регулярно собирались на свои таинственные вечери и молились непонятному Богу-«помазаннику» со странным именем Иисус. Культурные язычники не принимали всего этого всерьёз — к тому же по причине огромного разнообразия религиозной жизни в языческой империи они, видимо, и не испытывали особого желания разбираться в тонкостях (иудео)христианского вероучения, называя его «суеверием», «предрассудком» и прочими словами, которыми люди обычно называют то, что не могут понять и оценить по достоинству.
Так, крупнейший римский историк начала II в. Корнелий Тацит в рассказе о гонениях при императоре Нероне (54-68 гг.) после пожара в Риме (64 г.) обвиняет христиан в «позорных делах» (βα^ϋιά), называет христианство «зловредным суеверием» (ехШаЫНз зирегзШю), «пагубой» (та1ит). Христиан, по Тациту, в Риме не любили (цтзо$) якобы за «ненависть к человеческому роду» (рсИит китаги ^епепз). Разумеется, никаких конкретных, доказанных судом преступлений в вину христианам поставить было невозможно — поэтому такие преступления приходилось им приписывать. Эти первые гонения стали тревожным предзнаменованиям для Церкви. Они показали, что язычники по любому поводу будут искать в христианах «козлов отпущения» только потому, что христиане последовательно обособляются от языческого сообщества, а значит, они — чужие.
Язычники не только упрекали христиан в различных бессмысленных и даже вредных, по их мнению, поступках — были также опыты концептуальной философской полемики с христианством. Так, философ второй половины II в. Цельс написал целый трактат, в котором последовательно, с разных точек зрения пытается опровергнуть христианское вероучение.
Трактат Целься «Правдивое слово» (Αληθής λόγος) до нас дошёл лишь в пересказе великого христианского апологета и богослова Оригена (ок. 185 — ок. 254 гг.). Трактат состоял из четырёх частей, и его целью было показать христианам недопустимость отказа от официального языческого культа. Для этого Цельс частью с позиций «здравого смысла», частью опираясь на идеи античной философии пытается показать неоригинальность, вторичность христианского учения и его совместимость с язычеством.
Примечательно, что в первой части своей книги Цельс спорит с христианами как будто с точки зрения иудеев (рассуждение ведётся от лица еврея), затем он переходит на позиции язычества. Третья
часть книги содержит любопытные сопоставления отдельных тезисов христианской доктрины с идеями языческих философов, прежде всего Платона. Интересно, что для Цельса только безусловно и абсолютно новое учение заслуживает уважения. Стремлением к «новизне», «оригинальности» эллинская философия того времени была пронизана так сильно, что любое сходство с чем-либо известным, уже бывшим, тут же охлаждало интерес язычников.
Так, например, афиняне, когда к ним прибыл ап. Павел, «ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. XVII, 21).
Согласно замыслу Цельса, следовало посеять в умах христиан представление о вторичности их веры, её зависимости от языческих предшественников. Таким образом Цельс рассчитывал уронить авторитет этого учения в глазах как самих христиан, так и симпатизирующих им язычников. Однако план Цельса не оправдался. Поскольку он совершенно не понял сути учения, его полемика оказалась весьма поверхностной. Вот что он пишет, например, об искупительной миссии Сына Божия:
Утверждение некоторых христиан и иудеев, что Бог или Сын Божий не то сошёл, не то сойдёт на землю в качестве судьи, — самое постыдное, и опровержение его не требует большого труда. В чём же смысл этого сошествия Бога?.. Надо полагать, чтобы узнать, что делается у людей... Он, следовательно, не всеведущ (Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. С. 188—189).
Это и подобные ему «опровержения» Цельса, разумеется, не могли достичь своей цели, поскольку опирались на сомнительные правила обывательского «здравого смысла», изначально отвергаемые христианством.
Другой антихристианский полемист, античный сатирик и вольнодумец Лукиан из Самосаты (Сирия) (ок. 125 — после 185 г.) известен как автор сатирических произведений о шарлатанах-проповедниках («О смерти Перегрина», «Александр, или Лжепророк»), в которых упоминаются христиане (последний памфлет Лукиан посвятил своему другу Цельсу — вполне возможно, тому самому философу, речь о котором была выше).
Из сочинения Лукиана «Александр» можно сделать вывод, что иногда христиан считали обычными безбожниками и ставили рядом с не верящими в олимпийских богов атеистами - в частности, с вульгарными эпикурейцами, адептами грубо понятого учения эллинско-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) го философа IV в. до Р.Х. Эпикура. Разумеется, христиане не считали себя безбожниками, однако никто из язычников не хотел разбираться в их учении — для их осуждения как безбожников достаточно было и того, что они не чтили римских богов.
Интересные (и во многом скандальные) сведения о восприятии христиан язычниками содержит апологетический диалог «Октавий» (0с1ауш$). Его автор, христианин Марк Минуций Феликс, жил, по всей видимости, во второй половине II в. В «Октавии» он выводит образованного римского язычника Цецилия, устами которого оглашает целый ряд претензий язычников к христианам. Из речи Цецилия мы узнаём о самых причудливых римских сплетнях, в которых отразилось представление обывателя о «жалкой, запрещённой, отчаянной секте» христиан. Так, слухи о тайных трапезах, на которых раздавалось освящённое вино, стали основанием для обвинений христиан в пьянстве, а участие христиан в «вечерях любви», агапах, порождали упрёки в сексуальной распущенности. Для язычников, многие мистерии которых в самом деле напоминали разнузданные оргии, было непонятно, как можно любить ближнего не в грешной плоти, а «в духе». Принесение христианами в жертву Агнца возбуждало подозрение в кровавых, в том числе человеческих, жертвоприношениях. Мракобесие, подозрительность, склонность к чудовищным сплетням и полное равнодушие к истине - все эти черты городских обывателей-язычников ярко демонстрировали тот духовный упадок, в котором пребывала империя в первые десятилетия существования Церкви Христовой.
Таким образом, несмотря на терпимость язычников к самым разным, в том числе восточным, культам, христиане вызывали к себе неприязнь населения вследствие особой закрытости своих обрядов, воздержания от языческих зрелищ и увеселений, пренебрежения официальным государственным культом, полного воздержания от совместных с язычниками жертвенных пиршеств. Это в целом негативное отношение к христианам создавало ту социальнопсихологическую атмосферу, в которой при поддержке широких кругов языческого населения постепенно формировалась антихристианская, репрессивная политика государственной власти.
1.2.6. Политика государства по отношению к христианам. История гонений
Как уже говорилось выше, римляне на первых порах слабо отличали христиан от иудеев, поэтому антииудейские законы первых
1.2. Церковь и Римское языческое государство императоров огульно применялись и по отношению к христианам. С иудеями у римлян были совершенно конкретные счёты. Завоевав Иудею в 63 г. до Р.Х., пришельцы столкнулись с гордым и непокорным народом, который упорно отказывался приносить жертвы римским имперским богам, чтил Единого Бога — Яхве и старался не иметь ничего общего с завоевателями, более того — периодически восставал против них.
Иудейские восстания происходили регулярно — римский историк II в. Корнелий Тацит соообщает о мятежах при Августе (ок. 4 г. до Р.Х.) и Гае Калигуле (История, V, 9). Крупное иудейское восстание произошло в 66 г. В 70 г. Иерусалим был полностью разрушен по приказу римского полководца и будущего императора Тита (79—81 гг.). Тогда же был в очередной раз снесён с лица земли главный иудейский храм Яхве, а на его месте разбит лагерь 10 легиона. Бежавшие ранее христиане вернулись в город. При Адриане в 132—135 гг. происходило мощное восстание Бар-Кохбы, после подавления которого Иерусалим был разрушен вторично, а на его руинах воздвигнут новый римский город - Элия Капитолина (в честь рода Элиев, из которого происходил Адриан).
В ходе подавления еврейских восстаний в Палестине в I—II вв. постепенно сформировался иногда упоминающийся в научной литературе «римский антисемитизм», имевший, как видим, отнюдь не христианское, а языческое происхождение. Корнелий Тацит (История, V, 5) называет обычаи иудеев «отвратительными и гнусными» и упрекает их в ненависти ко всем людям, кроме своих соплеменников.
Христиане, которые в глазах римлян мало чем отличались от иудеев, вместе с последними были вынуждены страдать от государственных репрессий. Так, по эдикту 49 г. императора Клавдия (42-54 гг.) из Рима были изгнаны иудеи вместе с христианами.
Первое открытое гонение на христиан со стороны светских властей произошло в правление императора Нерона (54-68 гг.). В 64 г. в Риме вспыхнул пожар, продолжавшийся девять дней. Большая часть города выгорела. Как свидетельствуют источники, Нерона во время пожара в городе не было. Кроме того, когда пылал Рим, он, вдохновленный этим видом, поднялся на дворцовую стену, чтобы воспеть гибель Трои[VII]. Как известно, Нерон — скорее актер, чем император — любил давать представления и декламировать свои стихи, к тому же был склонен к странным и нередко жестоким выходкам.
Поэтому неудивительно, что народная молва тут же обвинила самого императора в поджоге города. Нерон, чтобы отвести подозрения, обвинил в поджоге христиан, о которых в народе сложилось мнение как о людях, ведущих постыдный образ жизни. Так в Риме начались массовые казни христиан. Как свидетельствует Тацит (Анн. XV, 44), христиан распинали на крестах, одевали в шкуры животных и травили собаками, поджигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона.
Эти гонения затронули только Рим и были направлены не столько против Церкви как таковой, сколько на оправдание самого Нерона. Из сообщения Тацита видно, что народу христиане были уже хорошо известны, хотя и в превратном свете. Разъярённая толпа была готова во всех своих бедствиях обвинить христиан — Нерону оставалось лишь воспользоваться этими настроениями. Однако даже ненавистник христиан Тацит признаёт, что многие римляне видели в них жертв кровожадного тирана и сочувствовали им.
Предание сообщает, что в правление Нерона мученически скончались святые апостолы Пётр и Павел. Ап. Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечен мечом.
По причине особой жестокости гонений при Нероне именно в этом императоре римские христиане, вероятно, впервые усмотрели Антихриста, пророчество о котором содержится в Откровении Иоанна Богослова. Так называемое «число зверя», оно же «число человеческое» — 666 (Откр. XIII, 18) весьма правдоподобно расшифровывается как сочетание «Нерон кесарь», написанное еврейским консонантным письмом, буквы которого имели также числовое значение: нун - 50, реш - 200, вав - 6, нун — 50, коф — 100, самех — 60, реш - 200.
На отношение римлян к иудеям и христианам большое влияние оказывали особенности традиционной римской религиозности. Дело в том, что римляне были народом с очень развитым правовым сознанием. Даже религиозная сфера — порядок гаданий, организация жречества, распоряжение храмовым имуществом и т.д. - подвергалась в Риме тщательной юридической регламентации. Глава сената и фактический глава государства, принцепс был не только верховным правителем, но и верховным жрецом Юпитера, великим понтификом (ροηΐι/ех тахгтиз).