Митрополит Волоколамский 3 страница

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. XIV, 23).

Первоначально пресвитеры (греч. πρεσβύτεροι ‘старшие’) были руководителями христианских общин и практически ничем не от­личались от епископов (греч. επίσκοποι ‘надзирающие, блюстите­ли’). Например, ап. Павел называет «епископами» эфесских пре­свитеров после призвания последних в г. Милет, где он в то время находился. Ср.:

Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, ког­да они пришли к нему, он сказал им:...Итак внимайте себе и всему ста­ду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (επισκόπους), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Сво­ею (Деян. XX, 17-18,28).

Очевидно, что в этом тексте Деяний слово епископ пока не име­ет иерархического смысла, отдельного от пресвитера. На основании упоминания епископов (1 Тим. III.1—7, Тит. 1.7—9) и пресвитеров (1 Тим. ν.17—19) в посланиях ап. Павла невозможно установить меж­ду ними какие-либо иерархические различия.

В Первом послании к Тимофею ап. Павел перечисляет личные качества, необходимые для епископского служения:

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, цело­мудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, несварлив, некорыстолюбив, но тих, миролюбив, несребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не <должен бытъ> из ново­обращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, что­бы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. III, 2—7).

Далее апостол говорит о качествах диакона, ничего не сказав о пресвитерах — лишнее подтверждение тому, что служения епископа и пресвитера были идентичными.

Руководство всей Церковью первоначально было прерогати­вой собора апостолов, однако уже довольно скоро решать местные церковные вопросы соборной волей Двенадцати стало физически невозможно — ведь многие из апостолов отправились с миссией в отдалённые земли империи, и даже за её пределы, и уже не могли коллективно руководить Церковью. Некоторые апостолы стали гла­вами Поместных Церквей: например, ап, Иаков, сын Алфеев - главой Иерусалимской Церкви-Матери. Другие Церкви получили от апосто­лов полномочных начальников — епископов-пресвитеров. Ап. Павел призывает Церковь чтить и слушаться таковых — в Послании к евре­ям он называет их предводителями (ήγούμβνοι)[VI]:

Поминайте наставников (των ηγουμένων} ваших, которые пропо- ведывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. XIII, 7).

Повинуйтесь наставникам (τοΐ? ήγουμένοις} вашим и будьте по­корны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр, XIII, 17),

Из посланий ап. Павла (Флп. I, 1; Тит. I, 5) видно, что в апо­стольские времена в одном городе могло быть несколько епископов- пресвитеров, возглавлявших, очевидно, различные христианские общины. В Послании к Титу содержится свидетельство о том, что поставление пресвитеров могло производиться не только самими апостолами, но и по их поручению другими лицами, ср.:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недокон­ченное и поставил в каждый город пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. I, 5).

Однако не следует думать, что человеческое управление в Церкви было единственным фактором. Отличительной особенностью ран­ней Церкви было то, что Бог осуществлял непосредственное управ­ление ею через пророческое откровение. Так, например, обращение ап. Павла (Деян. IX, 3—9) и всё его дальнейшее путешествие из Анти­охии в Иконий (Деян. XIII, 1—12; XIV), как и сама первая проповедь ап. Петра (Деян. II, 14 слл.), проповедь Петра в доме сотника Корни-


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) лия (Деян. X, 44), апостольский собор в Иерусалиме (Деян. XV, 28), путешествия и проповедь ап. Павла в Македонии и Ахайе и ряд дру­гих важных событий происходят по воле Божией, выражаемой по­средством видений и откровений - иными словами, при непосред­ственном руководящем участии Св. Духа.

Особые служения в ранней Церкви: апостолы, пророки, учители. Изобилие благодатных даров Св. Духа породило в Древней Церкви наряду с апостолами особый чин людей, получающих непосредствен­ное откровение свыше. Эти люди, по-видимому, не были включены в церковную иерархию, но обладали особым, духовным авторитетом. Их служения были благодатными, экстраординарными, зависящими не столько от их воли, сколько от свободных излияний на них Боже­ственной благодати. Вот что пишет о таковых апостол Павел:

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, <иным дал> силы <чудодей- ственные>, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. XII, 28).

И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Еванге­листами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. IV, 11—12).

Мы видим, что делом пророков и учителей было созидание Церк­ви — Тела Христова, и в этом деле не было ни главных, ни второсте­пенных участников, но каждый использовал на пользу общему делу данный ему Богом талант.

Пророки упомянуты во многих раннехристианских текстах — в частности, в книге Деяний выведен пророк Лгав.

В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда учени­ки положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав <собранное> к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. XI, 27—30).

Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый:мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и со­крушаете сердце мое?я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня (Деян. XXI, 10—14)!


Также в Деяниях названы и другие первые пророки и учители Церкви — в их числе сам ап. Павел (Савл), ср.:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учите­ли: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Ма- наил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они слу­жили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. XIII, 1—3).

Из этого места Деяний становится понятным, что между слу­жениями апостолов, пророков и учителей не было чёткой границы, поскольку все они представляли собой разные проявления одной силы — благодати Св. Духа, действующей по-разному порой через одного человека, порой через многих.

Помимо Деяний различные иерархические чины Древней Церк­ви упоминаются в анонимном тексте последней четверти I в. «Учение 12 апостолов», или просто «Учение» — Дидахе (греч. Διδαχή). В част­ности, в этом тексте, как и в Деяниях, служения апостолов, учителей и пророков почти полностью тождественны:

А в отношении апостолов и пророков, по заповеди Евангелия, так творите. Всякий же апостол, приходящий к вам, да будет принят как Господь: однако он не может оставаться больше одного дня, если же будет необходимо — двух дней. Если же останется на три дня, он лже­ пророк. Когда же апостол будет уходить, пусть ничего не берёт с со­бой, кроме хлеба на дорогу до ночлега — если же будет просить денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не исследуйте: ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустит­ся. Не всякий же, говорящий в Духе — пророк, но только если он нра­вом подражает Господу. Ибо от нрава познаётся лжепророк и пророк. И всякий пророк, велящий подать трапезу в Духе, не притронется к еде — если же нет, он лжепророк. Всякий же пророк, проповедающий (учащий — διδάσκων) истину, если не творит то, о чём учит, то он лжепророк (Дидахе XI, 3—10) (перевод мой — КМ).

Всякий же истинный пророк, желающий сесть с вами <за трапе- зу>, достоин своей пищи. Также и учитель истинный, и он достоен, как труждающийся, своего пропитания (Дидахе XIII, 1—2) (перевод мой. — КМ).

Далее в Дидахе пророки названы «архиереями», которым следует отдавать начатки урожая, а также тельцов и овец (XIII, 3—4) — одна­ко новейшими издателями это место считается позднейшей встав­кой (интерполяцией).

Значение, придаваемое Церковью деятельности пророков и учи­телей, хорошо видно из того факта, что Дидахе ставит их наравне с епископами и диаконами, ср.:

Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа — мужей кротких, и несребролюбивых, и настоящих, и испытанных. Ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не относитесь к ним свысока, ибо среди вас они почтены вместе с проро­ками и учителями (Дидахе XV, 1—2) (перевод мой. - К.М.).

Таким образом, иерархическую структуру Церкви первые годы её существования можно схематично представить следующим образом:

Глава Церкви — Христос

Апостолы, пророки, учители

Пресвитеры-епископы (руководят локальными Церквами)

Диаконы (помогают епископу, исполняют адм.-хоз. функции)

Церковный народ

Контрольные вопросы по теме

1. В чём состояло сходство и в чём различие миссионерских подходов сев. Апо­столов Петра и Павла?

2. Сколько миссионерских путешествий предпринял ап. Павел? Каковы были их причины?

3. Каковы были причины и результаты апостольского собора в Иерусалиме?

4. Опишите иерархическую структуру ранней Церкви и функции каждого чина церковной иерархии.


5. В чём состоит идея апостольства? Почему некоторые святые именуются в Церкви «равноапостольными»?

Дополнительная литература по теме

Афанасьев Н., протопр. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003. С. 15—16 (о пророках).

Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу о происхождении диаконата // БТ. Т. 13.

1975. С. 201-207.

Емельянов Н., свящ. Апостольство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 133-135.

Епископ (группа авторов) // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 509-522 (509-513).

Желтов М., диак. Диакон Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 571-580 (571-573).

Желтов М., диак. Диаконисса // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 580—587 (580—581).

Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994 (ст. «Апостол», «Равноапостольный»).

Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской ли­тературы. М., 1985. С. 58—63 (Деяния Апостолов).

Польское К., свящ. Апостолы // ПЭ. Т. III. 2001. С. 103—109.

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1908; переизд. под ред. проф. В.А.Томсинова: М., 2004. С. 9—21.

Ткаченко А.А. Деяния святых Апостолов // ПЭ. Т. XIV М., 2006. С. 490—507.


1.2. Церковь и Римское языческое государство

(КА. Максимович)

1.2. а. Восприятие христианства в римском обществе

Религиозная ситуация в Римской империи времён раннего прин­ципата (I в.) благоприятствовала распространению христианства. Империя была толерантна к верованиям других народов и не навя­зывала никому языческих ритуалов римского образца. Главной при­чиной этого было то, что язычники римляне осознавали своё весь­ма скромное место в культуре Средиземноморья, более того — у них даже был некоторый комплекс неполноценности по отношению к наиболее культурным народам того времени — грекам и египтянам (ср. Вергилий. Энеида, VI, 847—851). Греческая культура была в Риме известна издавна (достаточно сказать, что даже латинский алфа­вит представляет собой модифицированное греческое письмо, за­имствованное у греков Южной Италии). Первые римские поэты и комедиографы Ш-П вв. до Р.Х. весьма активно копировали и пере­лагали греческие образцы — от «Одиссеи» Гомера до сюжетов новой аттической комедии IV—III вв. Греческий язык был в Риме языком культуры - его роль хорошо (хотя и невольно) показал буквально за минуту до своей смерти Юлий Цезарь, который, увидев среди сво­их убийц собственного пасынка Юния Брута, успел издать воскли­цание - однако не общеизвестное «И ты, Брут!», а совсем другое, и притом на греческом языке: Και σύ, τέκνον («И ты, сынок!»).

Несколько позднее (в 30 г. до. Р.Х.) римские завоеватели по- настоящему познакомились с богатством и древней культурой элли­нистического Египта, пирамиды которого воспел Гораций в бессмерт­ной оде «К Мельпомене», более известной у нас как «Памятник».

Уважение Рима к восточной культуре переносилось и на экзо­тические древние культы. Очень рано в Риме начинают распростра­няться заимствованные из Греции, Малой Азии и Египта разно­образные мистерии — Диониса (Вакха), Исиды, Сераписа, Митры, Кибелы и многих других богов. Среди образованных римлян посе­щать различные восточные мистерии стало своего рода модой, эле­ментом престижа (уже в I в. до Р.Х. такая мода засвидетельствована в стихах замечательного римского поэта Катулла).

В римском городе Помпеи, который был полностью засыпан пеплом вулкана Везувий в 79 г., найдены несколько храмов, среди которых главные - храм Юпитера и храм египетской богини Исиды, которой были посвящены особые мистерии.

Отеческие римские боги почитались только в сельской местно­сти, а также в рамках государственного культа Юпитера Капитолий­ского, Марса, Весты, Януса и некоторых других богов. Начиная с Октавиана Августа, при котором римский сенат официально обоже­ствил погибшего Юлия Цезаря, с конца I в. до Р.Х. в римский государ­ственный культ вводится также почитание «гения» принцепса.

Слово «гений» (лат. ^епшз) в древности имело совсем не тот смысл, который оно имеет в русском языке. Сепш8 — это весьма загадочное римское понятие «духа» или «родовой сущности» (ср. корень ξβη- ‘рождать’), существующей в тесной связи с личностью человека, но не тождественной ей. Видимо, речь идёт о некоем ду­ховном «двойнике», который не умирал со смертью своего носителя, а продолжал существовать в идеальном мире.

Римская терпимость к чужим обрядам, более того — активное усвоение восточных культов сыграли на руку новому учению. Уже из апостольских Деяний видно, что римские наместники не очень вни­кали в тонкости полемики христианства с иудаизмом, поскольку для них религиозные вопросы не имели большого значения. Граждане империи имели право почитать любых богов — главное, чтобы они при этом не нарушали общественный порядок и не пытались отде­лить от империи свои земли (с такими римляне всегда расправлялись быстро и беспощадно). Мирный характер апостольской проповеди, христианские принципы любви, самопожертвования и моральной чистоты нисколько не угрожали государству и потому не могли вы­звать сколько-нибудь активного противодействия имперских вла­стей. Не могли - однако время от времени конфликты с властями у христиан возникали, хотя и не по их, христиан, вине. Дело в том, что на первых порах римляне очень плохо отличали христиан от право­верных иудеев. Как мы видели выше, и сами христиане поначалу не всегда отделяли свою веру от Закона Моисеева (иудеохристианство). Поэтому довольно долгое время римляне воспринимали христиан как иудейскую секту и приписывали христианам те же грехи, в кото­рых они упрекали иудеев, — гордость, нетерпимость к другим куль­там, замкнутость и неприязнь к непосвящённым.

Что касается образованного слоя язычников — философов, писа­телей, риторов, — то их отношение к новому учению характеризова­лось лёгким (а иногда и строгим) критицизмом и пренебрежением к христианам, которые не имели в массе своей хорошего образования и


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) престижных профессий, не умели гладко рассуждать согласно логиче­ским категориям Аристотеля, не понимали тонкой диалектики диало­гов Платона, зато регулярно собирались на свои таинственные вечери и молились непонятному Богу-«помазаннику» со странным именем Иисус. Культурные язычники не принимали всего этого всерьёз — к тому же по причине огромного разнообразия религиозной жизни в языческой империи они, видимо, и не испытывали особого желания разбираться в тонкостях (иудео)христианского вероучения, называя его «суеверием», «предрассудком» и прочими словами, которыми люди обычно называют то, что не могут понять и оценить по достоинству.

Так, крупнейший римский историк начала II в. Корнелий Тацит в рассказе о гонениях при императоре Нероне (54-68 гг.) после пожара в Риме (64 г.) обвиняет христиан в «позорных делах» (βα^ϋιά), на­зывает христианство «зловредным суеверием» (ехШаЫНз зирегзШю), «пагубой» (та1ит). Христиан, по Тациту, в Риме не любили (цтзо$) якобы за «ненависть к человеческому роду» (рсИит китаги ^епепз). Разумеется, никаких конкретных, доказанных судом преступлений в вину христианам поставить было невозможно — поэтому такие пре­ступления приходилось им приписывать. Эти первые гонения ста­ли тревожным предзнаменованиям для Церкви. Они показали, что язычники по любому поводу будут искать в христианах «козлов от­пущения» только потому, что христиане последовательно обособля­ются от языческого сообщества, а значит, они — чужие.

Язычники не только упрекали христиан в различных бессмыс­ленных и даже вредных, по их мнению, поступках — были также опыты концептуальной философской полемики с христианством. Так, философ второй половины II в. Цельс написал целый трактат, в котором последовательно, с разных точек зрения пытается опровер­гнуть христианское вероучение.

Трактат Целься «Правдивое слово» (Αληθής λόγος) до нас до­шёл лишь в пересказе великого христианского апологета и богосло­ва Оригена (ок. 185 — ок. 254 гг.). Трактат состоял из четырёх частей, и его целью было показать христианам недопустимость отказа от официального языческого культа. Для этого Цельс частью с позиций «здравого смысла», частью опираясь на идеи античной философии пытается показать неоригинальность, вторичность христианского учения и его совместимость с язычеством.

Примечательно, что в первой части своей книги Цельс спорит с христианами как будто с точки зрения иудеев (рассуждение ведёт­ся от лица еврея), затем он переходит на позиции язычества. Третья


часть книги содержит любопытные сопоставления отдельных тези­сов христианской доктрины с идеями языческих философов, прежде всего Платона. Интересно, что для Цельса только безусловно и аб­солютно новое учение заслуживает уважения. Стремлением к «но­визне», «оригинальности» эллинская философия того времени была пронизана так сильно, что любое сходство с чем-либо известным, уже бывшим, тут же охлаждало интерес язычников.

Так, например, афиняне, когда к ним прибыл ап. Павел, «ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слу­шать что-нибудь новое» (Деян. XVII, 21).

Согласно замыслу Цельса, следовало посеять в умах христиан представление о вторичности их веры, её зависимости от языческих предшественников. Таким образом Цельс рассчитывал уронить авто­ритет этого учения в глазах как самих христиан, так и симпатизирую­щих им язычников. Однако план Цельса не оправдался. Поскольку он совершенно не понял сути учения, его полемика оказалась весьма поверхностной. Вот что он пишет, например, об искупительной мис­сии Сына Божия:

Утверждение некоторых христиан и иудеев, что Бог или Сын Бо­жий не то сошёл, не то сойдёт на землю в качестве судьи, — самое постыдное, и опровержение его не требует большого труда. В чём же смысл этого сошествия Бога?.. Надо полагать, чтобы узнать, что де­лается у людей... Он, следовательно, не всеведущ (Ранович. Первоис­точники по истории раннего христианства. С. 188—189).

Это и подобные ему «опровержения» Цельса, разумеется, не мог­ли достичь своей цели, поскольку опирались на сомнительные пра­вила обывательского «здравого смысла», изначально отвергаемые христианством.

Другой антихристианский полемист, античный сатирик и воль­нодумец Лукиан из Самосаты (Сирия) (ок. 125 — после 185 г.) известен как автор сатирических произведений о шарлатанах-проповедниках («О смерти Перегрина», «Александр, или Лжепророк»), в которых упоминаются христиане (последний памфлет Лукиан посвятил свое­му другу Цельсу — вполне возможно, тому самому философу, речь о котором была выше).

Из сочинения Лукиана «Александр» можно сделать вывод, что иногда христиан считали обычными безбожниками и ставили рядом с не верящими в олимпийских богов атеистами - в частности, с вуль­гарными эпикурейцами, адептами грубо понятого учения эллинско-


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) го философа IV в. до Р.Х. Эпикура. Разумеется, христиане не считали себя безбожниками, однако никто из язычников не хотел разбирать­ся в их учении — для их осуждения как безбожников достаточно было и того, что они не чтили римских богов.

Интересные (и во многом скандальные) сведения о восприятии христиан язычниками содержит апологетический диалог «Октавий» (0с1ауш$). Его автор, христианин Марк Минуций Феликс, жил, по всей видимости, во второй половине II в. В «Октавии» он выводит обра­зованного римского язычника Цецилия, устами которого оглашает целый ряд претензий язычников к христианам. Из речи Цецилия мы узнаём о самых причудливых римских сплетнях, в которых отразилось представление обывателя о «жалкой, запрещённой, отчаянной секте» христиан. Так, слухи о тайных трапезах, на которых раздавалось освя­щённое вино, стали основанием для обвинений христиан в пьянстве, а участие христиан в «вечерях любви», агапах, порождали упрёки в сексуальной распущенности. Для язычников, многие мистерии кото­рых в самом деле напоминали разнузданные оргии, было непонятно, как можно любить ближнего не в грешной плоти, а «в духе». Принесе­ние христианами в жертву Агнца возбуждало подозрение в кровавых, в том числе человеческих, жертвоприношениях. Мракобесие, подо­зрительность, склонность к чудовищным сплетням и полное равно­душие к истине - все эти черты городских обывателей-язычников ярко демонстрировали тот духовный упадок, в котором пребывала империя в первые десятилетия существования Церкви Христовой.

Таким образом, несмотря на терпимость язычников к самым разным, в том числе восточным, культам, христиане вызывали к себе неприязнь населения вследствие особой закрытости своих об­рядов, воздержания от языческих зрелищ и увеселений, пренебре­жения официальным государственным культом, полного воздер­жания от совместных с язычниками жертвенных пиршеств. Это в целом негативное отношение к христианам создавало ту социально­психологическую атмосферу, в которой при поддержке широких кру­гов языческого населения постепенно формировалась антихристи­анская, репрессивная политика государственной власти.

1.2.6. Политика государства по отношению к христианам. История гонений

Как уже говорилось выше, римляне на первых порах слабо от­личали христиан от иудеев, поэтому антииудейские законы первых

1.2. Церковь и Римское языческое государство императоров огульно применялись и по отношению к христианам. С иудеями у римлян были совершенно конкретные счёты. Завоевав Иудею в 63 г. до Р.Х., пришельцы столкнулись с гордым и непокор­ным народом, который упорно отказывался приносить жертвы рим­ским имперским богам, чтил Единого Бога — Яхве и старался не иметь ничего общего с завоевателями, более того — периодически восставал против них.

Иудейские восстания происходили регулярно — римский исто­рик II в. Корнелий Тацит соообщает о мятежах при Августе (ок. 4 г. до Р.Х.) и Гае Калигуле (История, V, 9). Крупное иудейское восстание произошло в 66 г. В 70 г. Иерусалим был полностью разрушен по при­казу римского полководца и будущего императора Тита (79—81 гг.). Тогда же был в очередной раз снесён с лица земли главный иудей­ский храм Яхве, а на его месте разбит лагерь 10 легиона. Бежавшие ранее христиане вернулись в город. При Адриане в 132—135 гг. про­исходило мощное восстание Бар-Кохбы, после подавления которо­го Иерусалим был разрушен вторично, а на его руинах воздвигнут новый римский город - Элия Капитолина (в честь рода Элиев, из которого происходил Адриан).

В ходе подавления еврейских восстаний в Палестине в I—II вв. постепенно сформировался иногда упоминающийся в научной ли­тературе «римский антисемитизм», имевший, как видим, отнюдь не христианское, а языческое происхождение. Корнелий Тацит (Исто­рия, V, 5) называет обычаи иудеев «отвратительными и гнусными» и упрекает их в ненависти ко всем людям, кроме своих соплемен­ников.

Христиане, которые в глазах римлян мало чем отличались от иуде­ев, вместе с последними были вынуждены страдать от государствен­ных репрессий. Так, по эдикту 49 г. императора Клавдия (42-54 гг.) из Рима были изгнаны иудеи вместе с христианами.

Первое открытое гонение на христиан со стороны светских вла­стей произошло в правление императора Нерона (54-68 гг.). В 64 г. в Риме вспыхнул пожар, продолжавшийся девять дней. Большая часть города выгорела. Как свидетельствуют источники, Нерона во время пожара в городе не было. Кроме того, когда пылал Рим, он, вдохновленный этим видом, поднялся на дворцовую стену, чтобы воспеть гибель Трои[VII]. Как известно, Нерон — скорее актер, чем им­ператор — любил давать представления и декламировать свои стихи, к тому же был склонен к странным и нередко жестоким выходкам.


Поэтому неудивительно, что народная молва тут же обвинила само­го императора в поджоге города. Нерон, чтобы отвести подозрения, обвинил в поджоге христиан, о которых в народе сложилось мнение как о людях, ведущих постыдный образ жизни. Так в Риме начались массовые казни христиан. Как свидетельствует Тацит (Анн. XV, 44), христиан распинали на крестах, одевали в шкуры животных и тра­вили собаками, поджигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона.

Эти гонения затронули только Рим и были направлены не столь­ко против Церкви как таковой, сколько на оправдание самого Неро­на. Из сообщения Тацита видно, что народу христиане были уже хо­рошо известны, хотя и в превратном свете. Разъярённая толпа была готова во всех своих бедствиях обвинить христиан — Нерону остава­лось лишь воспользоваться этими настроениями. Однако даже нена­вистник христиан Тацит признаёт, что многие римляне видели в них жертв кровожадного тирана и сочувствовали им.

Предание сообщает, что в правление Нерона мученически скон­чались святые апостолы Пётр и Павел. Ап. Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечен мечом.

По причине особой жестокости гонений при Нероне именно в этом императоре римские христиане, вероятно, впервые усмотре­ли Антихриста, пророчество о котором содержится в Откровении Иоанна Богослова. Так называемое «число зверя», оно же «число человеческое» — 666 (Откр. XIII, 18) весьма правдоподобно расшиф­ровывается как сочетание «Нерон кесарь», написанное еврейским консонантным письмом, буквы которого имели также числовое зна­чение: нун - 50, реш - 200, вав - 6, нун — 50, коф — 100, самех — 60, реш - 200.

На отношение римлян к иудеям и христианам большое влияние оказывали особенности традиционной римской религиозности. Дело в том, что римляне были народом с очень развитым правовым со­знанием. Даже религиозная сфера — порядок гаданий, организация жречества, распоряжение храмовым имуществом и т.д. - подверга­лась в Риме тщательной юридической регламентации. Глава сената и фактический глава государства, принцепс был не только верховным правителем, но и верховным жрецом Юпитера, великим понтификом (ροηΐι/ех тахгтиз).










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: