Терминологический словарь по педагогике
Используемая литература:
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.
Словарь по педагогике. -Москва:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-448с.
№ | Термин | Расшифровка | Ссылка |
1 | Виды воспитания | Варианты воспитательной теории и практики, классифицируемые по характеру по характеру воспитательных целей и путей их достижения. По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях. По стилю взаимодействия: авторитарное, демократическое, либеральное. | Стр.34 |
2 | Виды образования | Варианты образовательной теории и практики, классифицируемые по разным основаниям. По виду доминирующего содержания образования - гуманитарное и естественнонаучное, теоретическое и прикладное и др. По характеру освоения культурных ценностей - религиозное, классическое и др. По масштабу освоения культурных ценностей - отечественное, национальное, европейское, международное, глобальное и др. По характеру усваиваемых научных знаний - филологическое, биологическое, экономическое и т.п. По виду человеческой деятельности - техническое, педагогическое, медицинское и т.п. По характеру образовательной системы -академическое, университетское, гимназическое и т.д. По сословному признаку -массовое, элитное | Стр.34 |
3 | Виды организации учебного процесса | Варианты организации учебного процесса на разных исходных концепциях: объяснительно-иллюстративно-репродуктивный; проблемное обучение, программированное обучение | Стр.34 |
4 | Воспитание (как пед. явление) | 1. целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2. как целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3. целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и соц.-экономических условиях; 4. предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; 5. процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; 6. целенаправленное создание условий для освоения человеком опыта культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на его развитие со стороны окружающих его воспитательных институтов, соц. И природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7. процесс целенаправленной, сознательно контролируемой социализации личности; 8. (в самом узком смысле) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, гражданское и т.д. | 4 |
5 | Воспитательная работа | Организация жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс. | Стр. 45 |
6 | Дедукция | (от лат. deductio-выведение)- движение мысли от общего к частному; один из методов познания. | Стр. 63 |
7 | Диагноз педагогический | Определение характера и объема трудностей в учебе и в поведение, способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результата и др. | Стр. 72 |
8 | Дидактика | (от греч. didaktikos-получающий, относящийся к обучению)-теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания, т.е. взаимодействия преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции: теоретическая (диагностическая и прогностическая); практическая (нормативная, инструментальная). | Стр.74 |
9 | Дидактогения | Негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением пед. Такта со стороны учителя, воспитателя, родителя и др., и проявляющееся в возникновении угнетенного состояния, страха, фрустрации и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика. | Стр.75 |
10 | Задача педагогическая | Осмысление сложившейся пед. ситуации, принятие на этой основе решений и необходимых действий | Стр.84 |
11 | Закон учебно-воспитательного процесса | Отражение объективных, внутренних, существенных и относительно стойких связей пед. явлений, способствующее научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного пед. решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов учебно-воспитательной деятельности. | Стр. 84 |
12 | Зачет | Форма контроля в образовательных учреждениях | Стр.87 |
13 | Знание | Понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. | Стр.92 |
14 | Индивидуальный подход в воспитании | Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. | Стр. 100 |
15 | Индивидуальный стиль педагогической деятельности | Совокупность характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также белее частных особенностей таких, как ритм работы. Поскольку И.с.п.д. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться. | Стр.100 |
16 | Календарно-тематический план | План, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохранение учащихся от перегрузок. | Стр.114 |
17 | Качество образования | Определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли обучаемые на определенном этапе в соответствие с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. | Стр. 120 |
18 | Классификация методов воспитания | Система методов воспитания, упорядоченная по определенному признаку. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций достаточно условно: по направленности воспитательного воздействия, на основе логики воспитательного процесса, на основе структуры личности и др. | Стр.123 |
19 | Классификация методов обучения | Система методов обучения, упорядоченная по определенному признаку, основанию. В педагогике разработано несколько К.м.о.:по источнику информации и восприятии, по дидактической цели, по логике изложения, по уровню познавательной активности учащихся и др. | Стр. 123 |
20 | Классно-урочная система обучения | Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы с постоянным составом в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. | Стр.123 |
21 | Образование | 1.процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданином (обучающимися) определенных государством образовательных уровней (цензов). О. получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. Основной путь получения образования- обучение в системе различных учебных заведений. | Стр.207 |
22 | Обучение | 1. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. Пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. Целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека 4. Двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). | Стр.212 |
23 | Обучение проблемное | Активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий, в ходе которого они учатся мыслить, творчески усваивать знания и овладевают элементами исследовательской деятельности. Его фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). | Стр.215 |
24 | Обучение программированное | Обучение путем достаточно жесткого управления процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой на основе внутренней и внешней обратной связи (по малым дозам) умственной деятельности учащихся в процессе приобретения знаний, умений и навыков; особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. | Стр. 215 |
25 | Педагогика | 1. наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации пед. процесса; 2. совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3. наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4. наука о сущности, условиях и законах пед. процесса; 5. учебный курс, который преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Функции П: научно-теоретическая, конструктивно-техническая, прогностическая. | Стр.235 |
26 | Предмет педагогики | Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, -воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. | Стр.262 |
27 | Социально-педагогическая деятельность | Пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию. | Стр.319 |
28 | Средства педагогические | Материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществление пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание. | Стр. 322-333 |
29 | Такт педагогический | Чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т.п. - одна из форм реализации педагогической этики. | Стр. 331 |
30 | Этика педагогическая | Составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности пелагога. | Стр. 396 |
|
|
|
|
|
|
|
|