Коджаспирова Г.М. , Коджаспиров А.Ю

Терминологический словарь по педагогике

Используемая литература:

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.

Словарь по педагогике. -Москва:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-448с.

 

 

Термин Расшифровка Ссылка
1 Виды воспитания Варианты воспитательной теории и практики, классифицируемые по характеру по характеру воспитательных целей и путей их достижения. По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях. По стилю взаимодействия: авторитарное, демократическое, либеральное.     Стр.34
2 Виды образования Варианты образовательной теории и практики, классифицируемые по разным основаниям. По виду доминирующего содержания образования - гуманитарное и естественнонаучное, теоретическое и прикладное и др. По характеру освоения культурных ценностей - религиозное, классическое и др. По масштабу освоения культурных ценностей - отечественное, национальное, европейское, международное, глобальное и др. По характеру усваиваемых научных знаний - филологическое, биологическое, экономическое и т.п. По виду человеческой деятельности - техническое, педагогическое, медицинское и т.п. По характеру образовательной системы -академическое, университетское, гимназическое и т.д. По сословному признаку -массовое, элитное Стр.34
3 Виды организации учебного процесса Варианты организации учебного процесса на разных исходных концепциях: объяснительно-иллюстративно-репродуктивный; проблемное обучение, программированное обучение Стр.34
4 Воспитание (как пед. явление) 1. целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2. как целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3. целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и соц.-экономических условиях; 4. предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; 5. процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; 6. целенаправленное создание условий для освоения человеком опыта культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на его развитие со стороны окружающих его воспитательных институтов, соц. И природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7. процесс целенаправленной, сознательно контролируемой социализации личности; 8. (в самом узком смысле) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, гражданское и т.д. 4
5 Воспитательная работа Организация жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс. Стр. 45
6 Дедукция (от лат. deductio-выведение)- движение мысли от общего к частному; один из методов познания. Стр. 63
7 Диагноз педагогический Определение характера и объема трудностей в учебе и в поведение, способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результата и др. Стр. 72
8 Дидактика (от греч. didaktikos-получающий, относящийся к обучению)-теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания, т.е. взаимодействия преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции: теоретическая (диагностическая и прогностическая); практическая (нормативная, инструментальная). Стр.74
9 Дидактогения Негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением пед. Такта со стороны учителя, воспитателя, родителя и др., и проявляющееся в возникновении угнетенного состояния, страха, фрустрации и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика. Стр.75
10 Задача педагогическая Осмысление сложившейся пед. ситуации, принятие на этой основе решений и необходимых действий Стр.84
11 Закон учебно-воспитательного процесса Отражение объективных, внутренних, существенных и относительно стойких связей пед. явлений, способствующее научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного пед. решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов учебно-воспитательной деятельности. Стр. 84
12 Зачет Форма контроля в образовательных учреждениях Стр.87
13 Знание Понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Стр.92
14 Индивидуальный подход в воспитании Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Стр. 100
15 Индивидуальный стиль педагогической деятельности Совокупность характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также белее частных особенностей таких, как ритм работы. Поскольку И.с.п.д. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться. Стр.100
16 Календарно-тематический план План, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохранение учащихся от перегрузок. Стр.114
17 Качество образования Определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли обучаемые на определенном этапе в соответствие с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Стр. 120
18 Классификация методов воспитания Система методов воспитания, упорядоченная по определенному признаку. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций достаточно условно: по направленности воспитательного воздействия, на основе логики воспитательного процесса, на основе структуры личности и др. Стр.123
19 Классификация методов обучения Система методов обучения, упорядоченная по определенному признаку, основанию. В педагогике разработано несколько К.м.о.:по источнику информации и восприятии, по дидактической цели, по логике изложения, по уровню познавательной активности учащихся и др. Стр. 123
20 Классно-урочная система обучения Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы с постоянным составом в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Стр.123
21 Образование 1.процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданином (обучающимися) определенных государством образовательных уровней (цензов). О. получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. Основной путь получения образования- обучение в системе различных учебных заведений.  Стр.207
22 Обучение 1. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. Пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. Целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека 4. Двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). Стр.212
23 Обучение проблемное Активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий, в ходе которого они учатся мыслить, творчески усваивать знания и овладевают элементами исследовательской деятельности. Его фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Стр.215
24 Обучение программированное Обучение путем достаточно жесткого управления процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой на основе внутренней и внешней обратной связи (по малым дозам) умственной деятельности учащихся в процессе приобретения знаний, умений и навыков; особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Стр. 215
25 Педагогика 1. наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации пед. процесса; 2. совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3. наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4. наука о сущности, условиях и законах пед. процесса; 5. учебный курс, который преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Функции П: научно-теоретическая, конструктивно-техническая, прогностическая.   Стр.235
26 Предмет педагогики Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, -воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Стр.262
27 Социально-педагогическая деятельность Пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию. Стр.319
28 Средства педагогические Материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществление пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание. Стр. 322-333
29 Такт педагогический Чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т.п. - одна из форм реализации педагогической этики. Стр. 331
30 Этика педагогическая Составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности пелагога. Стр. 396

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: