Интерпретационные методы

Генетический - интерпретирует /интерпретация - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык/ весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности, позволяет устанавливать вертикальные генетические связи между уровнями развития. 

Структурный ( определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни). Структурным методом можно устанавливать горизонтальные структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

Классификация Немова:

*наблюдение: внешнее – внутреннее (самонаблюдение) /свободное – стандартизированное /включенное –стороннее

* опрос: устный – письменный /свободный – стандартизированный

* тест: тест-опросник/тест-задание /проективный тест

* эксперимент: естественный – лабораторный

* моделирование: математическое /логическое /кибернетическое /техническое

Рубинштейн С. Л.: главные психологические методы

Основные: Наблюдение: - внешнее;- внутреннее (самонаблюдение).

Эксперимент: - лабораторный;- естественный; - психолого-педагогический; + вспомогательный – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Дополнительные: - приёмы изучения продуктов деятельности;

- беседа (например, клиническая беседа в генетической психологии Пиаже);

- анкета.

Маклаков А.Г. Методы делит на две группы:

Объективные:

Тесты (объективный, проективный):

Эксперимент (естественный, лабораторный)

Субъективные: основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

- Наблюдение (внешнее, свободное, стандартное, включенное, самонаблюдение)

- Опрос (устный, письменный, свободный, стандартный)

- Тест (опросник, задание)

Моделирование: Математическое, техническое, кибернетическое.

Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено.

Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: