Генетический - интерпретирует /интерпретация - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык/ весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности, позволяет устанавливать вертикальные генетические связи между уровнями развития.
Структурный ( определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни). Структурным методом можно устанавливать горизонтальные структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.
Классификация Немова:
*наблюдение: внешнее – внутреннее (самонаблюдение) /свободное – стандартизированное /включенное –стороннее
* опрос: устный – письменный /свободный – стандартизированный
* тест: тест-опросник/тест-задание /проективный тест
* эксперимент: естественный – лабораторный
* моделирование: математическое /логическое /кибернетическое /техническое
|
|
Рубинштейн С. Л.: главные психологические методы
Основные: Наблюдение: - внешнее;- внутреннее (самонаблюдение).
Эксперимент: - лабораторный;- естественный; - психолого-педагогический; + вспомогательный – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).
Дополнительные: - приёмы изучения продуктов деятельности;
- беседа (например, клиническая беседа в генетической психологии Пиаже);
- анкета.
Маклаков А.Г. Методы делит на две группы:
Объективные:
Тесты (объективный, проективный):
Эксперимент (естественный, лабораторный)
Субъективные: основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.
- Наблюдение (внешнее, свободное, стандартное, включенное, самонаблюдение)
- Опрос (устный, письменный, свободный, стандартный)
- Тест (опросник, задание)
Моделирование: Математическое, техническое, кибернетическое.
Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено.
Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.