Напряженность адаптации (для учащихся начальных классов)

Школа________ Класс_____ Дата заполнения_________

Фамилия_________________ Имя____________________

Возраст_____ лет

Посещает группу продленного дня (да, нет)

Наблюдения за поведением учащегося в школе (заполняет учитель)

 

 

Показатели поведения и состояния ребенка

Никогда Редко Часто Всегда
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает        
2. Быстро нарастает утомление, становится вялым рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя        
3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем        
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает.        
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на а-дании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального индивидуального объяснения.        
б. При выполнении здания задает много вопросов        
7. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку)        
8. Приходит в школу не готовым- постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)        
Суммарный балл

 

Анализ анкеты 5 (проводится педагогом, психологом)

Эта анкета позволяет оценить успешность адаптации ребенка к обучению и выявить отклонения в состоянии ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении организма. Анкета заполняется учителем.

Анализ анкеты может проводиться педагогом или психологом. В анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном балле менее 7 — состояние ребенка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная; при суммарном балле от 7 до 14 - у ребенка наблюдается напряжение адаптации, в этом случае следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности. При суммарном балле больше 14 — у ребенка наблюдается выраженное напряжение адаптации, в этом случае необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.

В сводную таблицу по классу (5.11) вносят индивидуальные данные (балл по каждому показателю и суммарный балл) по каждому учащемуся. Вычисляется процент учащихся, имеющих суммарный балл: 14 и меньше, а также больше 14. Если большинство учащихся имеют суммарный балл 14 и меньше 14, то это свидетельствует о том, что в целом адаптация учащихся протекает благоприятно, без признаков напряжения.

При проведении экспериментальной апробации системы индикаторов оценки деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся были высказаны пожелания педагогов более подробно охарактеризовать тех учащихся, у которых адаптация к обучению протекает напряженно, и указать возможные причины неблагоприятной адаптации. Как показали наши исследования, высокая степень напряжения адаптации наблюдается у небольшого числа детей. Это дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой. Неблагоприятно протекает адаптация у значительной части детей, занимающихся по чрезмерно насыщенным и интенсифицированным учебным программам, а, также в тех случаях, когда условия обучения существенно превышают функциональные возможности организма ребенка и особенно его нервно-психической сферы. В настоящее время это особенно актуально в связи с введением в школах различных инновационных программ обучения. Среди детей с неблагоприятной адаптацией могут быть ученики с пограничными состояниями, с нарушениями психоневрологической сферы, а также дети, имевшие трудности обучения уже в перовом классе, наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, занимающиеся дома дополнительно иностранным языком, музыкой, проводящие длительное время перед телевизором и компьютером. Так или иначе плохое поведение — сигнал для тревоги, повод разобраться в причинах трудностей адаптации ребенка к обучению.

Таблица 5.11

Результаты анализа анкеты наблюдений за поведением ребенка в школе

 

 

 

Фамилия, имя учащегося

Показатели

Суммарный балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.                      
2.                      
3.                      
4.                      
. . 30.                      

Количество детей, имеющих суммарный балл 14 и меньше.

Количество детей, имеющих суммарный бал больше 14      (%)

Таким образом, анализ и сопоставление этих двух анкет позволяет увидеть первые проявления изменения состояния, признаки функционального неблагополучия организма и напряжения адаптации.

Анкета ЗОЖ

Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.

Для анализа изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни следует учитывать те варианты образовательных программ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются в данном образовательном учреждении. В зависимости от варианта используемых программ могут быть применены анкеты оценки знаний учащимися основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (3—4 классов), среднего (5—7 классов) и старшего (8—11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.

Далее приводятся анкеты для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Анкеты разработаны институтом возрастной физиологии РАО, под руководством д.б.н. М.М. Безруких.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: