Тема № 2: «Увертюра «Эгмонт»

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, представитель Венской классической школы.Он родился в музыкальной семье и с детства занимался музыкой.

Представители Венской классической школы: Моцарт и Гайдн, при знакомстве с младшим современником отмечали талант молодого композитора.

Бетховен оставил богатое музыкальное наследие и продолжал писать, когда потерял слух.

У него была прекрасная музыкальный память, и он мог представлять звучание музыки, не слыша её.

Он работал во всех жанрах, существовавших на тот момент. Писал сонаты, концерты, квартеты и симфонии.

Пробовал себя в опере, хоровой музыке, увертюрах, музыке к театральным постановкам.

Слово «увертюра» имеет два значения. Одно означает концертное оркестровое, часто, программное произведение. Второе – оркестровое вступление к опере или балету.

Бетховен писал увертюры и как самостоятельное концертное произведение, и как вступление к операм и балетам.

В наследии композитора 8 симфонических увертюр и 3 увертюры к спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан» и «Король Стефан».

Увертюру «Эгмонт» Бетховен написал в 1810 году.

Музыку к одноимённой трагедии Гёте заказал Бетховену директор придворных театров.

Бетховен был знаком с Гёте, ценил его творчество и уже не раз писал музыку на его стихи.

К постановке «Эгмонт» Бетховен написал увертюру и 9 номеров.

Трагедия, опубликованная в 1788 году, была созвучна событиям в Вене в начале XIX века.

Наполеон приближался к Вене, после короткой осады Австрия капитулировала.

Сюжет трагедии основан на реальных событиях, предшествующих революции в Нидерландах в 1566 году.

Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический.

Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён.

В сюжете трагедии есть и любовная линия.

Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург. Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга.

Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа,

Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым.

Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как

самостоятельное музыкальное произведение.

Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее.

Образ порабощённого народа отражает медленное вступление.

Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха.

Программные увертюры «Кориолан» и «Леонора №3» также вошли в репертуар симфонических оркестров.

Обратимся к другому представителю Венской классической школы – Вольфгангу Амадею Моцарту.

Значительное место в его творчестве занимают оперы.

Задача увертюры к опере или балету – настроить зрителя на будущее действие на сцене, задать настроение.

Увертюра исполняется при закрытом занавесе или затемнённых декорациях.

Обычно в этот момент зрители заканчивают усаживаться на местах, вбегают последние опоздавшие, и спектакль начинается.

Не нужно знать сюжет произведения и читать либретто, чтобы догадаться, что сейчас зрители окунутся в лёгкую комедию. Сама музыка настраивает нас на нужный лад.

Слово «либретто» также имеет два значения. Это либо словесный текст большого музыкально-вокального произведения, либо краткое изложение содержания оперы, балета.

Автор первых русских классических опер –Михаил Иванович Глинка перенимал опыт иностранных композиторов.

Согласно итальянской традиции, его оперы начинаются с увертюры.

Увертюра включает в себя лейтмотивы основных героев или эпизодов, основные музыкальные темы.

Лейтмотив – гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Продолжатель идей Глинки – Модест Петрович Мусоргский.

Увертюра к опере «Хованщина» называется оркестровым вступлением и имеет название «Рассвет на Москве-реке».

Мусоргский рисует музыкальный пейзаж, включая в него колокольный звон, имитацию зова стрелецкой трубы, звучанием народной протяжной мелодии, которую могли исполнять жители города того времени.

Часто оперные и балетные увертюры включаются в концерты мировых исполнителей и звучат, как отдельный законченный номер программы.

Класс: 6 А  Фамилия Велькер, Имя: Иван                                            

Задание № 2:

«Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена» по уроку на сайте: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7171/start/254474/

1. Композиторы Венской классической школы:

А) Моцарт, Бах, Бетховен, Григ

Б) Бетховен, Бах, Моцарт, Гайдн

В) Гайдн, Моцарт, Бетховен

 

В каких жанрах творил Бетховен?

А) во всех жанрах

Б) сочинял только оперы, симфонии и увертюры

В) сочинял только увертюры и симфонии

 

Бетховен написал 8 симфонических увертюр и 3 увертюры к спектаклям. Какие это увертюры?

А) Эгмонт, Сон в летнюю ночь, Кориолан

Б) Эгмонт, Кориолан, Король Стефан

В) Свадьба Фигаро, Король Стефан, Эгмонт

 

4. Выберете верное утверждение:

А) Увертюра была создана в 1810 году по заказу директора придворных театров

Б) Увертюра была создана в 1810 году по заказу Гёте

В) Увертюра была создана в 1788 по собственному желанию Бетховена, так как он был вдохновлен творчеством Гёте

 

Что происходит на сцене во время звучания увертюры?

А) на сцене ничего не происходит

Б) рабочие устанавливают декорации

В) артисты оперы и балета участвуют в увертюре

 

6. К постановке спектакля «Эгмонт» было написано:

А) 5 номеров

Б) 8 номеров

В) 9 номеров

 

7. Выберете верное утверждение:

А) «Эгмонт» описывает революцию в Нидерландах, где главный герой выступает против испанского владычества, был предан и казнен.

Б) «Эгмонт» описывает историю любви между семьями, которые враждуют 

В) «Эгмонт» описывает событие в волшебной стране, которой правит злой король


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: