ФЕДЕРИКО ГАРСИЯ ЛОРКА (1893—1937)
Этот великий испанский поэт еще в юности сочинил для детей веселые песни. Многие из них написаны в фольклорной манере и как бы отображают самую суть детской поэзии. На эти произведения автора, как он сам говорил, вдохновила «муза в коротком платьице», которая проявила себя в них с поистине детской беззаботностью и чистосердечием. Позже Лорка включил их в книгу «Песни», посвятив им целый раздел — «Песни для детей»:
Праздничный день мчится на колесах веселья,
Вперед и назад вертится на карусели.Синяя пасха.
Белый сочельник.М ы карусель привяжем
Меж звезд хрустальных,
Это тюльпаны, скажем,
Из стран дальних.
Пятнистые наши лошадки
На пантер похожи.
Как апельсины сладки —
Луна в желтой коже!
Светлой печалью и нежностью наполнены эти стихи. В каждой строке чувствуется ностальгия по чистому безмятежному детству, общечеловеческое сливается в них с глубоко национальным и личным. Однако, помимо непосредственно детских стихов, все творчество Лорки являет собой обширное поле для детского чтения — маленьким читателям всегда близки подлинный лиризм и яркая поэтическая образность, которыми в большой мере отмечены произведения поэта. (К сожалению, пока единственный сборник такого рода на русском языке — выпущенная издательством «Детская литература» в 1980 году книга Лорки «Стихи и песни».)
|
|
Писал Лорка также статьи о детской поэзии и фольклоре, много лет собирал народные колыбельные песни и рассказывал о них в своих публичных выступлениях. В написанном им варианте народной колыбельной, как и во многих других его стихах, есть явное предчувствие своей безвременной гибели. Как известно, предчувствие оправдалось: Лорка был расстрелян испанскими фашистами — они, как и все фашисты, смертельно боялись подлинных поэтов, знающих и открывающих людям сущность добра и зла.
Другой крупнейший поэт Хуан РамонХименес(1881—1958) написал книгу стихов в прозе «Платеро и я» — лирические рассказы об ослике, создал «Антологию для детей и подростков». Немало стихов, вошедших в сборники для детей, написал в начале века и выдающийся поэт Рафаэль Альберти. К поэзии забавной, абсурдной принадлежат «Песни для детей» Глории Фуэртес (1882—1940). Ее стихи для малышей «Пирули» и «Дон Пато и Дон Пито» напоминают произведения Д. Крюса. Известный поэт Хайме Ферран создал великолепные звукоподражательные стихи «Вечер в цирке».
Автор любимых детьми сказок Сальвадор Барталоцци с 1917 года выпускал серию «Пиночо», вдохновленную известным итальянским Пиноккио. Он сам и иллюстрировал свои выпуски. В отличие от столь известного итальянского прототипа этот испанский персонаж своим стремлением совершать добрые дела и умением попадать в нелепые ситуации очень напоминает Дона Кихота, тем более что рядом с ним — Чапете, столь же противоположный герою-мечтателю, сколь Санчо Панса — своему рыцарю. Этот же автор создал получившие популярность рассказы об отважном мальчике и его собачке «Замечательные приключения Пипо и Пипы».
|
|
Еще один хорошо известный испанским детям литературный герой — шаловливая и умненькая девочка Селия, создание писательницы Элены Фортун (1886—1952). Она с большим мастерством передает язык детей, показывает остроту их восприятия.
На многие языки переведены произведения для детей Хосе Марии Санчеса Сильвы (род. 1911). В 1968 году он был за них награжден Золотой медалью Х.К. Андерсена. Наиболее известна его сказка «Марселино, хлеб и вино» — об удивительном чуде, совершившемся благодаря нежной и сострадательной душе ребенка. По словам самого писателя, «это история из тех, что родители рассказывают своим детям, сладостно-нежная христианская сказка, отчасти даже проникнутая идеей смерти, обычно такой чуждой детским умам». Глубина и выразительность образа Марселино поставила его в один ряд с такими любимыми детскими героями, как Пиноккио, Питер Пэн, Алиса...
Ана Мария Матуте (род. 1926), известный и у нас в стране прозаик создала пронизанные поэзией и светом детства произведения для маленьких: «Страна классной доски», «Зеленый кузнечик», «Карнавалито», повести «Паулина», «Мир звезды». «Безбилетный пассажир», «Улисс». А вся «взрослая» проза писательницы во многом обязана воспоминаниям и впечатлениям детства. Особенно это относится к рассказам, в которых часто действуют дети — наивные и добрые, одинокие, самоотверженные, а иногда и жестокие. Целый цикл лирических новелл Матуте открывает рассказ «Хорошие дети». Как и в ее книге «Необычные мальчишки», в рассказах проявилось настойчивое стремление автора найти рубеж, за которым остается детство, преступить его и снова узреть мир в его ослепительной новизне. Писать о детстве, отмечала сама писательница, ее побуждают два обстоятельства:
память о собственных ранних годах, укороченных гражданской войной 1937 года, и убеждение в неизгладимости оставляемого детством следа в жизни каждого человека.
Широкое признание получил и создатель «Народного детского театра», автор ряда пьес для него Лауро Ольмо (род. 1922), Чье творчество отмечено рядом премий. По собственным словам писателя, он убежден: ребенок погружен в ту же реальность, что и взрослый. Поэтому мы обязаны, утверждает Ольмо, обеспечить для него такие средства искусства, чтобы он мог понять эту действительность, выработать свое собственное критическое к ней отношение, формироваться как личность. Иначе говоря, писатели должны помогать маленьким читателям, зрителям, слушателям вырабатывать в себе творческие способности.
Детская литература Испании, как и взрослая, многоязычна, в нее внесли весомый вклад не только детские, но и взрослые писатели всех регионов этой страны. Книги для маленьких читателей выходят на каталонском, валенсианском, балеарском диалектах, на галисийском и баскском языках. Издания эти богато иллюстрированы, разнообразны по жанрам, адресуются разным возрастным категориям.
Задания:
Ознакомьтесь с предложенным материалом, запишите для себя имена испанских писателей, создававших свои произведения для детей в названный период.
ПИСЬМЕнные ответы по Серантесу (объем 0,5 стр) в одном файле пришлите через старосту на мою почту nashsad53@mail.ru