Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф».

Цель: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! А вы хотите познакомиться с нашим гостем? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны отгадать её и узнать нашего гостя.

Днём спит, ночью летает
Прохожих пугает… (филин)

-Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок. Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. (ф лажок, и ндюк, м ороженое, а пельсин)

Так как его зовут? (Фима)

-Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

Про звуки есть такой стих:

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё сказать.

- На какие две группы делятся все звуки?

(Звуки делятся на гласные и согласные)

В .:- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и зарыдать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах. А сейчас, фонетическая разминка:

1.А вы знаете, как фыркает кот? (ф,ф,ф…)

2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? (Федора)

3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? (Фартук)

В .:- Ребята, вы догадались,о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь?(О звуке [Ф].
Придумайте слова со звуком [ф] и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова?

В .: -Дети, Фима мне шепнул на ушко, что он любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.

У Фани - фуфайка,
У Феди –туфли.

В.: -Давайте, мы её произнесём сначала тихо и медленно, а потом громче и с ускорением.
-Ребята, у кого фуфайка? (У Фани)
-Какой первый звук в имени Фаня? (звук[ф])
- Какой это звук? (звук [Ф]- согласный, твёрдый)
- А у кого туфли? (У Феди)
- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? (звук [ф,]- согласный, мягкий)
- Ребята, какие мы звуки произнесли? Назовите их.
- Чем они отличаются?

Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]





















Физкультминутка

В чистом поле дуб стоит,

(руки вверху, пальцы раздвинуты)

Филин на дубу сидит.

(руки на поясе, качать головой направо и налево)

У него такой вот нос, (показ)

Филин пухом весь оброс.

(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)

Дидактическая игра:

Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.

Фигурист, фотограф, фокусник,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: