Школа и культура на селе

 

Школа в Минькове открыта в 1844 году. Об этом есть запись в документах, хранящихся в Тотемском краеведческом музее. В начале это была 3-х классная церковно-приходская школа. Изучали Закон божий и учили читать, писать и считать.

После проведения земской реформы в России в 1861 г. в Тотьме было создано уездное земство, как орган местного самоуправления и школа передана в ведение земства и стала называться – земское начальное училище. Обучение приняло более практический и глубокий характер, но и Закон божий по-прежнему изучали.

Рядом с волостным правлением было построено новое здание школы на кирпичном фундаменте, а через дорогу домик для учителей на средства земства. В школе было три классных комнаты и комната для уборщицы. Учителя пользовались большим уважением, и жители относились к ним с почтением.

После гражданской войны с укреплением советской власти стали больше уделять внимания образованию крестьянских детей, и в Минькове было решено открыть школу колхозной молодежи с семилетним сроком обучения (ШКМ). Это первая такого рода школа в районе, и обучались в ней дети со всего района. Наряду с преподаванием основ наук в ШКМ большое внимание уделялось агрономии и сельскохозяйственному труду.

Вот как вспоминает о начале работы ШКМ подполковник Романов Андрей Александрович, родиной из д. Тиманово. Он один из первых учащихся ШКМ, после ее окончания учился в финансово-экономическом техникуме, был взят в армию и всю оставшуюся жизнь посвятил службе на Дальнем Востоке.

«В октябре 1926 года я ученик 5-го класса, вместе с учителями и другими учениками по проселочной дороге по колено в грязи пешком шагал из Тотьмы в Миньково. Одновременно с нами следовал обоз, на телегах везли разнообразное имущество, принадлежащее школе. В классах было по 10-20 учащихся. Преподавались русский язык, математика, естествознание, обществоведение, физика, химия, основы сельского хозяйства. В школе имелись кабинеты биологии, сельского хозяйства и обществоведения.

Держали лошадей, коров, поросят, был большой приусадебный участок. Хозяйственные работы выполняли ученики. Построили свою теплицу. Много времени у школьников уходило на ведение сельского хозяйства. В летнее время работали на сенокосе и на школьном участке. В школе имелся набор сельскохозяйственных машин. Сортировали зерно на триере даже населению. Питание учеников было бесплатное, использовали продукты питания из своего хозяйства.

Знания учеников оценивались «удовлетворительно» (это высокая оценка) и «неудовлетворительно». В школе были общественные организации – комсомольская и ученический комитет».

К югу от деревни образовался целый школьный городок. Помимо здания волостного правления и земской школы построили здание слесарной и столярной мастерских, кузницы, большой скотный двор, теплицу, парники, метеоплощадку (велись наблюдения за погодой), сарай, баню. А с юга обрамляли четыре ряда огромных берез. У скотного двора росли три большие осины.

В школе был агроном, преподаватели по слесарному и столярному делу. Содержали хорошую лошадь и трех коров. Основные работы на большом земельном участке выполняли учащиеся. Косили и убирали сено для скота, дежурили на скотном дворе – ухаживали за коровами и поросятами. Дежурили в теплице и на парниках, где выращивалась рассада различных овощей. По примеру школы жители села стали выращивать огурцы, морковь, турнепс, кормовую свеклу. Агроном Нечаев давал, консультации всем желающим жителям деревни. Осенью проводились сельскохозяйственные выставки. Показывалось все, что выращивалось на школьном участке, в колхозах и у населения. Привозили снопы новых сортов зерновых культур, новых овощей. Приводили лучших коров и лошадей. У двора устроена специальная привязь. Проводились бега рысаков. Лучшие образцы растений и животных награждались призами. Приходило много народа, чтобы посмотреть на всё и перенять понравившееся для себя.

ШКМ внедрила в жизнь крестьян много нового, ранее не применявшееся в хозяйстве.

Первым директором ШКМ был учитель из Тотьмы Лебедев В.П. (1926-1930). Он приложил много усилий, чтобы обеспечить школу необходимыми наглядными пособиями – таблицами, приборами по физике, реактивами по химии, материалами по слесарному, столярному и кузнечному делу. Всё привозилось из Тотьмы на лошадях. Потом эти пособия и материалы использовались в школе на уроках многие годы.

Вторым директором ШКМ был Юрзин Дмитрий Дмитриевич (1930-1934) тоже из Тотьмы. Жена его Варвара Сергеевна работала учителем начальных классов. Строгий, хозяйственный Юрзин пользовался уважением не только у учащихся, но и у населения. При нем школа продолжала развиваться и благоустраиваться. Учителями работали в большинстве мужчины. Математику вел Румянцев, естествознание – Усов, историю – Акулов А.В., физику – Власов М.Н. С начальными классами много лет работали Поздеева М.А., Макарова А.А., Юрзина В.С. В школе был хороший порядок.

Всеобщее обязательное начальное образование в стране было введено в 1930 году. С 1934 года началась подготовка к введению обязательного семилетнего образования. В системе народного образования произошли изменения. Начальные школы были открыты почти во всех крупных деревнях. ШКМ в Минькове была преобразована в НСШ – неполную среднюю школу. Производственное трудовое обучение ликвидировано, все хозяйственные постройки стали не нужны и постепенно ликвидировались, в основном испилены на дрова. Кузница передана колхозу. Основное внимание стало уделяться систематическому изучению основ наук.

Учились в 5-7 классах дети Миньковского, Кулибаровского и Великодворского сельсоветов. Дети из других деревень размещались по частным квартирам, общежития еще не было. Кроме уроков учащиеся с увлечением занимались в различных кружках и физкультурой. На школьном дворе была оборудована спортивная площадка, где были устроены бум, прыжковые ямы, городок с лестницей и шестами для лазания и раскачивания, турник и другие устройства. Там всегда толпились дети и до уроков, и в перемены, и после уроков. Мальчишки, да и девочки побойчей стремились сдать нормы и получить значки БГТО, ПВХО, ГСО, был еще значок ВС – Ворошиловский стрелок, но нормы там были серьезные и получить его могли ребята с 16-17 лет и старше.

Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию не только учащихся, но и всей сельской молодежи. Гордились подвигами папанинцев, наших летчиков, пограничников. Проводились военизированные игры. Проводились регулярные занятия с допризывниками. Служить в армии, особенно в авиации и на флоте считалось большой честью. На службу провожали с гармошками, с песнями и плясками, как в праздник.

Из армии парни приходили в новенькой форме, стройные, подтянутые, с румянцем во всю щеку. Пришел Макаров Василий в морской форме, в бескозырке с ленточками, красавец – любо посмотреть. Ребятишки гурьбой бегали за ним, когда он шел по селу. Стал работать киномехаником и женился на Любе Смолиной, черноокой красавице, работавшей агрономом на льносемстанции.

В школе была какая-то приподнятая, жизнерадостная обстановка. Все дети много читали, получая книги в школьной и сельской библиотеках. Была развита самодеятельность, работали хоровой, драматический и художественной гимнастики кружки. Они регулярно показывали свои достижения на школьной, а иногда и на клубной сцене. Наверно в этом была заслуга педагогического коллектива.

Директором школы после Юрзина Д.Д. был Попов А.Ф., затем Маркграф А.А. и к началу войны Бурков К.С.. С введением всеобщей воинской обязанности мужчин-учителей взяли в армию и их заменили женщины. Учителя часто менялись, более продолжительно работали Буркова Л.В., Дубышева Е.Н., Токуева А.Е.

В селе становилось больше интеллигенции. Это, кроме учителей, конторские работники предприятий и МТС, работники библиотеки, клуба, почты, сельсовета, медпункта. Везде работала молодежь, и по выходным летом собирались на гулянье у сельсовета, а зимой в клубе, которым заведовал Власов И.С.. Культурная жизнь значительно обновилась.

В общем, в Минькове люди стали жить более обеспеченно, казалось, что если так дело пойдет и дальше, то жизнь будет действительно зажиточной, как об этом писали в газетах в конце 30-х годов, но всё поломала война.

В годы войны

 

Первым событием была финская война, вернее советско-финская. Финляндия была союзником фашистской Германии, граница её проходила по Карельскому перешейку в 35 км от Ленинграда, там строились укрепления и усиливались войска, создавая прямую угрозу Ленинграду. Наши потребовали уйти с Карельского перешейка за Выборг. Финны отказались, и началась война зимой 1939-1940 годов. Прекрасно укреплённая линия Маннергейма и жестокие морозы, доходившие до – 45, осложняли действия наших войск.

Из села призвали в армию несколько мужчин, в основном механизаторов и шофёров. Наша армия несла значительные потери. В Вологде было организовано несколько госпиталей, особенно много поступало обмороженных.

Как-то сразу ухудшилось снабжение продовольствием. Ограничили продажу хлеба и других продуктов. Среди людей чувствовалась напряженка.

После прорыва линии Маннергейма 10-го марта 1940 года был подписан мир с Финляндией, и жизнь снова стала возвращаться в прежнее русло. Стали возвращаться из армии мобилизованные. Эти события затормозили развитие села, но 40-й год закончился спокойно.

Совершенно неожиданным было сообщение о начале войны. В селе не было радио, и известие было получено из райцентра по телефону. Это была трагедия: 23-го июня 1941 года на стене сельсовета появились большие листы с речью Молотова, Указами Президиума Верховного Совета о введении военного положения в стране и о мобилизации призывных возрастов. Люди подходили, читали и сразу же уходили домой. Село притихло, не слышно стало радостных голосов, не видно весёлых людей. В первые дни ежедневно провожали группы мужчин на войну. Собирали в сельсовете с ближних деревень и на машинах в райцентр. Плакали женщины и дети, а детей в семьях было много, 3-5 человек обычное явление, а иногда и 7 человек.

С введением военного положения жизнь в селе перестроилась. Всё подчинялось нуждам войны. Главной задачей в первый год войны было – успешно провести в колхозе сенокос и уборку, без мужчин, ушедших на фронт.

Привлекались на работу и старики, и дети - школьники. Женщины и старики, кто покрепче косили, а старушки и подростки загребали сено. С ними были 3-4 женщины, они метали стога. Подростки не умели загребать, и их учили бабушки. Особенно к ребятам нашла подход Глаша Полевая. Она показывала, как надо набрать сено в ношу, чтобы оно не развалилось, как поднять ношу на плечо, чтобы его донести до стожья и другим не хитрым приемам, без знания которых сено не загребешь. Женщины учили ребят, как правильно стоять на стогу, чтобы стог не только выглядел красиво, но чтобы его не проливал дождь, и меньше было отходов. Работали все с задором, ни о какой оплате труда и речи не было. В обеденный перерыв все собирались у костра, где бабушки готовили обед – несколько ведер мясного супа, т.к. людей было много – 30-40 человек и больше.

Не успели закончить сенокос, как подоспела уборка зерновых. Из МТС большинство мужчин ушли на фронт, их заменили женщины, и им было трудно физически работать на тракторах и комбайнах, поэтому ручного труда прибавилось. К тому же из МТС забрали для нужд фронта большую часть автомашин и часть тракторов.

В августе прошла мобилизация на оборонные работы, из села взяли человек 20 трудоспособных людей. Они строили укрепления в прифронтовой полосе и отсутствовали 2 месяца.

Женщинам становилось всё труднее. На их плечах была семья, домашнее хозяйство, а это и скот, и дом, и огород, и все заготовки впрок, и работа без выходных в колхозе. С каждым годом войны положение становилось труднее, довоенные ресурсы были истрачены. Многие вынуждены свезти различные, без которых можно было обойтись, в Рослятино и Подболотье и обменять на зерно – рожь или ячмень. Там было побогаче хлебом. Большим горем для семьи было, когда приходила похоронка на мужа или сына. Не все могли стойко перенести такую весть, некоторые слабели, опускали руки. Приходило в запустение и дом, и хозяйство, и дети. На помощь приходили соседи, а иногда и правление колхоза.

Осенью стали прибывать эвакуированные из фронтовой полосы. В село прибыло несколько семей из пригородов Ленинграда. Их надо было разместить на квартиры, обеспечить питанием, работой, детей надо было определить в школу. Для малообеспеченных в школе готовили горячие завтраки.

Школа работала всю войну без сбоев. Учителям вместе с учащимися приходилось весной заготовлять дрова, работать на пришкольном участке. На сентябрь все учащиеся 5-7 классов направлялись на работу в колхоз на помощь женщинам и старикам. В дождь и в холод копали картошку на колхозном поле. Дети из Проскурина, Павлова, Леваша за 7-10 км шли пешком в лапотках по понедельникам, но не пропускали уроки. Учителями были женщины в большинстве молодые еще не имевшие опыта, но они вместе с учащимися переживали все тяготы военного времени.

Бурков К.С. – директор школы в 1938-41 г. погиб на фронте, остались жена-учительница и трое детей. Корепин И.О. – директором был недолго, тоже погиб на фронте. В 1942-43 г. директором была Жукова М.И.. Её сменила Данилова С.А. и в 1945 г. директором стал Зубов П.И.. Директора менялись часто, да и учителя тоже. Такая была обстановка.

Продолжались призывы юношей в армию. В 1941 г. были призваны очередные 1922 и 1923 г. рождения. В 1942 г. в августе призвали ребят 1924 года рождения. 2-го января 1943 г. пошли на призыв ребята 1925 года, которым только что исполнилось 17 лет. В селе оставались только подростки, да несколько мужчин, пришедших из госпиталей по ранению.

В каждой деревне всю войну работали начальные школы и все дети учились.

В селе была комсомольская организация, в основном местные девушки и парни допризывных возрастов. Они привлекались для охраны некоторых складов и учреждений, так как в начале войны была угроза диверсий. Комсомольцы разносили повестки о призыве в армию мужчин не только в самом Минькове, но и по другим деревням сельсовета. Организовывали субботники по оказанию помощи колхозу, школе и эвакуированным прибывшим в Миньково. Секретарем комсомольской организации была Вера Варламова, а потом Вера Барболина.

Клуб, который был в церкви, с началом войны закрыли и открыли избу-читальню в доме Власовых на первом этаже. Летом молодежь собирались на улице у сельсовета, а зимой в избе-читальне. Молодежь собиралась нечасто, в основном по выходным, хоть и война, а пообщаться и повеселиться молодым хотелось.

Все предприятия Минькова работали с напряжением все годы войны, поставляя немало продовольствия и сырья для нужд фронта и городов.

Наступил 1945 год. Война шла к концу. Люди с нетерпением ждали этого, надеялись, что скоро их мужья и сыновья придут живыми. Весна. В деревне всегда много работы в это время и на своих огородах и на колхозных полях. Люди устали от войны, пообносились, пообнищали, но крепились. Особенно тяжело было вдовам, которые остались без мужей с тремя, а то и с пятью ребятишками. Сколько легло на их плечи тяжелейшей мужской работы, сколько нужды они перенесли, а детей воспитали трудолюбивыми, скромными, бескорыстными. Вот это поколение детей войны пошло учиться в школы, институты и, получив образование, засучив рукава, не требуя никаких льгот и привилегий, взялись за работу, за науку и технику и сделали Советский Союз второй сверхдержавой, без которой не решался ни один крупный вопрос в международных отношениях. Из деревенских парней и девчонок выросли крупнейшие деятели нашей страны. Общество и власть в неоплатном долгу перед этими вдовами, перед этими женщинами.

Наступил май, а с ним и день Победы, огромный праздник для всего народа. 9-го мая и в Минькове весь народ вышел на улицу, поздравляя друг друга. Все радовались, но многие и плакали, особенно те, кто потерял в годы войны родных и близких.

По моим подсчетам Миньково потеряло за годы войны 34 человека убитыми. Это большие потери. Некоторые из них пропали без вести, и родные не знают какова их судьба.

Большие потери понесла экономика села. В колхозе уменьшилось дойное стадо коров, да и надои стали меньше. Износилась техника, следовательно, стало больше ручного труда.

МТС пришла в упадок – новая техника не поступала, а старую ремонтировать было нечем, не было запасных частей.

Так было и на других предприятиях.

 

После войны

Закончилась война, отпраздновали Победу, но трудностей не убавилось и, наверное, самыми трудными были 1946 год и первая половина 1947 года. Всю Украину и Поволжье в 1946 году поразила страшная засуха – погиб весь урожай и от бескормицы значительная часть скота. Надо было спасать людей от голода, поэтому в колхозах забрали всё зерно, оставив только на семена. Хорошо если был свой скот и порядочный огород с картошкой и овощами, то выжить как-то было можно, а если нет?

Недоедание в годы войны и вот эти полуголодные годы после войны привели к тому, что часть детей не получила нормального развития, они так и остались дистрофиками невысокого роста, физически неразвитыми. Это одно из последствий войны. Хлеб давали по карточкам – 500 г. на человека, но только рабочим и служащим, колхозники и этого не получали. Некоторые просто голодали, ели кокшу – головки клевера, кору липы, собирали различную траву. Особенно тяжелой была первая половина 1947 года. С наступлением весны хоть что-то можно было найти в поле или в лесу.

Всё это было присуще и селу Миньково, многие жители его в это время влачили полуголодное существование.

В 1947 году был получен хороший урожай и к осени положение начало улучшаться, а с 16-го декабря постановлением правительства была отменена карточная система. Хлеб стали продавать всем, но с ограничением – 1 кг на работающего и 800 г. на иждивенца. Это было спасение. Народ вздохнул с облегчением.

С 1946 года началась демобилизация армии. Оставшиеся в живых стали возвращаться домой, к мирной жизни. Сначала мужчины старших возрастов, а потом и молодые. На селе часто можно было встретить их в военной форме без погон, гражданская одежда не у всех сохранилась.

Правительством был разработан четвертый пятилетний план восстановления народного хозяйства страны на 1946-1950 годы.

Промышленность стала быстро переходить на выпуск мирной продукции для населения, а не для войны.

В Минькове тоже начались перемены – стали наращивать производство и предприятия и колхоз «Пролетарий». Приводятся в порядок обветшавшие за войну хозяйственные постройки, увеличивается в колхозе стадо скота.

В МТС поступает новая более производительная техника. Основным трактором стал гусеничный ДТ-54, а колёсным «Беларусь». Появились самоходные комбайны, тракторные сеялки, культиваторы и другие машины. Жизнь в МТС снова оживилась.

Конечно, большое влияние оказали вернувшиеся с войны фронтовики. Соскучившись по мирному труду, они энергично брались за дело. Сменялось руководство, приходили более грамотные практичные люди. Так директором МТС стал Андреев И.М., льнозавода – Власов Н.И., председателем колхоза – Власов В.Д.

Проявилась и отрицательная для села черта. Многие фронтовики за войну побывали в городах и даже в других странах, и они увидели, что есть лучшие условия для жизни. Завязывали знакомства и устраивались на работу в городах, а потом, явившись домой, забирали семьи и уезжали в город. Наши земляки ехали в Мурманск, Архангельск, Северодвинск, оставляя дома и хозяйство. Происходил отток населения из деревни.

В 50-е годы было принято ряд постановлений о развитии сельского хозяйства. По одному из них 1954-55 гг. для оказания помощи колхозам из городов были направлены специалисты, их называли тридцатитысячники. Большинство из них стали председателями колхозов. В Минькове председателем колхоза «Пролетарий» стал инженер Яковлев В.А. из Москвы. В основном это были порядочные люди, горячо взявшиеся за наведение порядка и дисциплины в колхозах. Это были независимые руководители, не очень-то признававшие райком партии и райисполком. На районных совещаниях иногда резко критиковали партийных и советских начальников. Им терять было нечего, не то, что местным деятелям, которые во многом были зависимы. Глядя на их более смелые действия, местные руководители тоже стали выступать с критикой. Всё это вносило свежую струю в жизнь района. Все начали шевелиться. Хозяйственная жизнь в районе оживилась. В Минькове построен новый скотный двор. Появляются новые жилые дома, село начинает расширяться. Правда, это были дома, перевезенные из других деревень, хозяева которых уехали в город. Построил дом ветеринар Смирнов В.Г., затем Кусков В.И., Кусков Н. и другие.

Большой сдвиг в развитии села произошел после принятия правительственного постановления о развитии Нечерноземной зоны. МТС была ликвидирована, техника продана, а иногда просто передана колхозам. На её месте создано ремонтно-техническое предприятие, которое занималось ремонтом и обслуживанием техники, торговлей техникой и запасными частями к ней. РТП оставалось государственным предприятием. Колхозы становились более самостоятельными в хозяйственном отношении, с РТП устанавливались рыночные отношения.

Колхозы получали от государства большие кредиты и укрепляли свою базу. Колхоз «Пролетарий» в Минькове развернул строительство своих мастерских на Борках, новой животноводческой фермы.

В 1961 году проведено укрупнение колхозов. Колхозы «Крестьянин» – д. Леваш, «Искра» – д. Павлово, «Красный пахарь» – д. Грозино, «Инициатор» – дер. Сяменьжево, «Большевик» – д. Проскурнино и «Пролетарий» – с. Миньково были объединены в один колхоз и назвали его «Победа». Укрупнение было вынужденной мерой, так как деревни значительно обезлюдели, и рабочей силы стало не хватать.

В 50-е годы проведена реконструкция маслозавода. Расширено производственное здание, оснащено новой техникой. Приобретена компрессорная установка для охлаждения молока и масла. Закуплено более десятка автомашин – молоковозов и стали собирать молоко более чем с половины района. Мелкие сепараторные пункты были закрыты. Организована торговля молочными продуктами в Минькове.

Льнозавод был закрыт, так как в Тотьме был выстроен большой современный льнозавод, способный перерабатывать лён не с одного района. Для бабушкинских льноводов удлинилось расстояние доставки льнотресты на завод, да и дороги еще были не приведены в порядок. Люди, проживающие в поселке льнозавода, должны были искать работу или в Минькове, или в лесопункте.

В послевоенные годы успешно развивается лесная промышленность. Стране требовалось много леса и для строительства и для продажи за границу. Около Минькова был основан лесопункт с конторой в д. Грозино, а потом в лесном посёлке Тиноватка. Профессия лесозаготовителя была уважаемой и почётной.

Примером может служить судьба Анфаловой Ираиды Александровны. Она родилась в Минькове в простой крестьянской семье. Окончила Миньковскую семилетнюю школу, затем Тотемский лесной техникум и была направлена на работу мастером леса в один из западных районов области. Там проявила себя умелым и энергичным работником и на очередных выборах в 1954 году была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Это скромная женщина никогда не кичилась своим депутатством. Она вспоминала, что большую помощь в депутатской работе ей оказывала Люскова А.Е., избранная депутатом уже на третий срок.

За всю историю не только села Миньково, но и всех жителей района только Анфалова И.А. была избрана депутатом высшего органа власти нашей страны. Окончила Архангельский лесотехнический институт. Вышла замуж за Макарова П.В., работавшего управляющим Бабушкинским отделением Госбанка СССР. Последние годы работала инженером в Бабушкинском леспромхозе и жила в селе им. Бабушкина.

Овощесушильный завод получил развитие (директор Макаров Д.А.). В начале 60-х годов расширено производство. Построено новое овощехранилище, стали перерабатывать значительно больше картофеля и овощей. Освоено производство колбасы. Начала работать столярная мастерская в основном удовлетворяющая потребности местного населения и изготовляющая тару для продукции завода. Приобрели пилораму и организовали бригаду по заготовке леса. Лес распиливали и продавали в южные области. Распиливали лес и у местного населения.

Потребкооперация так же расширяет свою деятельность в 60-е годы. В Минькове построен хороший промтоварный магазин, открыт хозяйственный, а затем и книжный магазины. Выстроен новый продовольственный магазин. Потребности населения удовлетворяются более полно и разносторонне.

В 50-е годы по инициативе председателя сельсовета Дерягина И.В. началось строительство клуба. Село росло, а отдельного культурного заведения не было. Часть работ, особенно по устройству фундамента выполнялась на общественных началах, путем организации субботников. Клуб был деревянный, и основные строительные работы выполнила бригада наемных рабочих. В построенном здании был зрительный зал, хорошее помещение для сельской библиотеки, наверху было помещение для киноаппаратной. Всё это оживило культурную жизнь села. Регулярно стали демонстрировать кинофильмы. В то время не только молодежь, но и люди старшего возраста охотно посещали кино. В зрительном зале по выходным устраивались танцы. Развивалась художественная самодеятельность под руководством зав.клубом и Токуева В.А.

Позднее для сельской библиотеки было построено отдельное здание, в котором долгие годы работала Глотова Г.Н., привлекавшая к чтению книг не только молодежь, но и пожилых людей.

Большим событием для Минькова было строительство больницы, опять же при активном участии Дерягина И.В. Основное здание стационара перевезли из Ботихи, где были посёлки раскулаченных украинцев. Они построили там клуб, школу и больницу. После войны украинцам разрешили уехать на родину и здания оказались бесхозными. Клуб перевезли в Бабушкино, школу в Юркино, а больницу в Миньково. Поставили больницу на красивом месте – на Савиной горе. Там же построили здание для амбулатории, для аптеки и жилой дом для медицинских работников. Возник целый больничный городок. Для населения было большим удобством иметь свою участковую больницу.

После окончания института приехала на работу врач Александра Макаровна и всю свою трудовую жизнь посвятила лечению населения Минькова. Здесь вышла замуж за учителя Власова Ф.М. Здесь родила сына и дочь, которая тоже стала врачом областной больницы. За многолетний труд и высокий профессионализм Власовой А.М. было присвоено почетное звание – «Заслуженный врач РСФСР». Честь ей и хвала! За её подвижничество.

В больнице было стационарное отделение, зубоврачебный кабинет, где несколько лет трудился Токуев В.А., процедурные кабинеты, амбулатория. Сложился довольно дружный коллектив под руководством Макаровны, так уважительно её называли в народе. Жаль, что всё это в годы «демократических» реформ было нарушено, и больные вынуждены ездить в Бабушкино в районную больницу.

В 50-60-е годы в Минькове развернулось жилищное строительство. Из соседних деревень перевозили опустевшие дома. Наличие тракторов с санями в зимнее время делало перевозку домов сравнительно не сложным делом. На новом месте собирали их, благоустраивали и возникали новые улицы, село разрасталось во все стороны, но без строгого плана и выглядит сейчас не очень благоустроенным.

Кстати, когда деревня Миньково получила официальный статус села, жители, вряд ли знают. Надо навести справки в сельсовете, там должны знать.

В начале 50-х годов в Минькове начало работать лесничество. Для него было выстроено особое здание на большой дороге с квартирой для лесничего. Первым лесничим был Волохов Н.А., довольно эрудированный специалист. Лесничество было необходимо, чтобы контролировать работу лесопунктов, не только соблюдение ими правил лесозаготовок, но и работу по лесовосстановлению на вырубленных делянках. Хищнических порубок леса не допускалось, да и не было в этом необходимости. Всё было в руках государства.

Местную власть осуществлял сельский Совет – выборный орган, депутаты собирались на сессию один раз в месяц. Принимались решения, которые были обязательны для исполнения исполкомом и председателем сельсовета. Председателями активно работали Дерягин И.В., Бахарев А.М., Варфоломеев А.А.

Таким образом, экономика села Миньково успешно развивалась, и люди стали жить обеспеченнее, культурнее.

Событием для жителей села Миньково была встреча с космонавтом П.И. Беляевым 26 июня 1965 года.

Семья Беляевых приехала в Миньково осенью 1932 года. Отец, Иван Парменович работал фельдшером, мать, Аграфена, уборщицей на медпункте. Старшая сестра Женя и Павлик пошли в школу. Павлик пошёл в первый класс и шесть лет учился в Миньковской школе. Жизнь в деревне, влияние школьного коллектива и деревенских друзей заложили не только желание настойчиво учиться, но и основы характера, которые помогли ему овладеть профессией летчика и привели в первый отряд космонавтов.

О своих детских и отроческих годах в Минькове Павел Иванович так отозвался в своем письме учительнице А.Е. Токуевой:

 

«Антонина Евгеньевна, большое спасибо за поздравление. Я очень хорошо помню Вас и Вашего сына, моего сверстника Славика. Мы с ним участвовали в каком-то спектакле. Передайте привет Николаю Дмитриевичу. Мы были хорошими друзьями. Помню, как ходили на лыжах, вместе спали на сеновале. Даже помню, как в селе от грозы сгорел дом у Николая. Помню всё детство.

Извините, что мало написал, писем больше тысячи и на каждое хочется ответить.

                                                         С уважением к вам Павел Беляев

                                                                                      Март 1965 года».

 

Полёт на космическом корабле «Восход-2» вместе с Алексеем Леоновым и благополучное его завершение были восторженно встречены на родине П.И. Беляева, в Челищеве и Рослятине и, конечно, в Минькове.

Совет пионерской дружины Миньковской школы письмом пригласил Павла Ивановича побывать на родине.

И вот П.И. Беляев вместе с Алексеем Леоновым в день своего 40-летия 26 июня 1965 года прилетели в Рослятино, где состоялся многолюдный митинг и концерт, посетил дер. Челищево.

Вечером по настоятельной просьбе учителей приехал в Миньково. При большом стечении жителей села и особенно молодежи Павел Иванович осмотрел школу, где учился, положил цветы на парту у окна, за которой сидел. В новом здании школы встретился с коллективом Миньковской средней школы и поделился воспоминаниями о школьных годах. На улице ответил на многочисленные вопросы жителей села. Посетил дом друга детства Анфалова Н.Д.

Сопровождающие его торопили, солнце клонилось к закату. Под приветственные возгласы поблагодарил всех за доброжелательный и сердечный прием. Затем сел в машину и вернулся в Рослятино. Встречавшие еще долго не расходились, обмениваясь впечатлениями и воспоминаниями.

 

Школа после войны

 

После окончания войны большое внимание уделялось развитию народного образования. В школу пошли довоенные дети, их было много. Окончив начальную школу в своей деревне, они должны продолжать учебу дальше, и поэтому, в каждом сельсовете была открыта неполная средняя школа (НСШ). Сделать это было непросто. Надо было найти помещения, обеспечить кадрами – специалистами-учителями. В начальных классах часто работали выпускники средней школы, пройдя краткосрочные курсы. Учителей-предметников для НСШ так же готовили на курсах, но большая часть учителей 5-7 классов были выпускники учительских институтов с 2-х годичным сроком обучения. Такие институты были в Вологде, Череповце и Великом Устюге.

В Миньковской НСШ сохранился стабильный коллектив учителей. Это была старая школа, имевшая хорошую материальную базу, большой контингент учащихся и свои традиции. Директором школы в 1945 году стал Зубов П.И., в школе почувствовалась мужская рука. Улучшилось снабжение письменными принадлежностями и учебниками. В школу стали поступать новые наглядные пособия. В 1949 г. директором школы назначен Анфалов Н.Д., в 1951 г. его сменила Поздеева А.Д. В эти годы велась подготовка к преобразованию школы в среднюю. Пополнялось оборудование, разрабатывался план строительства нового здания школы. В 1950 году был проведен первый набор учащихся в 8-й класс.

В 8-й класс пришли в основном учащиеся своей школы, но несколько человек были из Кулибарова и Талицы, где были семилетние школы.

Следующий набор в 1951 году был более многочисленным. Учащиеся и их родители поверили в возможность получить среднее образование дома. Были трудности с кадрами, не по всем предметам были учителя с высшим образованием, но уже в 1952 году обстановка улучшилась. После окончания пединститута прибыли в школу Соболева З.Н. – биолог и химик, Смирнова А.П. – физик, Рыбичева В.С. – литератор, Сергачева Т.Н. – географ, Огрызлова А.Н. – математик.

Первый выпуск учащихся в 1953 году прошел успешно, хотя экзамены нашим учащимся пришлось сдавать в Бабушкинской средней школе.

В 1953 году директором школы назначена Дурнева А.Г. Прибыли учителя с высшим образованием по всем предметам. Школа вошла в нормальный ритм работы. Началось строительство нового здания школы.

Каждый год повышается качество преподавания, учащиеся стали получать прочные знания, и это позволяло им поступать в институты и получать высшее образование. Они стали осваивать не только институты Вологды, но и Ленинграда.

Ленинградский политехнический окончили Бурковы Владимир, Татьяна и Владислав, Поздеев Александр.

Ленинградский сельскохозяйственный окончили Анфалова Александра, Анфалова Татьяна, Волохова Светлана, Поздеева Евгения, Матюшкин Алексей, Андреева Галина.

Ленинградский институт холодильной промышленности окончили Ерегина Нина, Новоселова Нина, Папылева Татьяна.

Архангельский лесотехнический окончили Мальцев Василий, Анфалов Анатолий.

Медицинский институт закончили и стали врачами Дурнева Евгения, Секушина Екатерина.

Многие юноши поступили в высшие военные училища, стали офицерами и дослужились до высоких званий.

Всё это повышало авторитет школы, сплачивало и коллектив учителей, и коллектив учащихся. Количество учащихся в школе с каждым годом растет, достигая 800 и более человек.

В декабре 1958 года было принято решение Правительства СССР о перестройке системы народного образования. Создавался новый тип школы – трудовая с производственным обучением. Срок обучения увеличивался на 1 год. Первая ступень – восьмилетняя школа с трудовым обучением. Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. Все учащиеся 5-8 классов, наряду с изучением основ наук проходили трудовое обучение в мастерских и на пришкольном участке. В Миньковской школе были построены новые мастерских, приобретено необходимое оборудование и материалы. Мальчики учились столярному и слесарному делу, девочки домоводству.

Учебные мастерские и трудовое обучение с 1961 года проводил Анфалов А.И. Он проявил большую заботу и настойчивость по оборудованию мастерских всем необходимым, набирался опыта и методики трудового обучения, повышая с каждым годом его качество. Проработал учителем по труду 35 лет, до выхода на пенсию. За достигнутые успехи награжден Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Трудовое обучение продолжалось на пришкольном участке, который был значительного размера. Под руководством учителя биологии Анфаловой Н.М. были посажены плодовые деревья, ягодники, выращивались овощи и цветы, создана кроличья ферма. За всем ухаживали учащиеся, приобретая навыки сельскохозяйственного труда.

Учащиеся 9-11 классов проходили производственное обучение по выбранной для школы профессии. Поскольку школа была сельской, то решено было готовить трактористов. Руководила производственным обучением несколько лет Власова З.П., инженер из РТП. После её ухода многие годы руководил Лобов С.А., опытный механик. Он успешно использовал для обучения не только школьные, но и мастерские РТП, где проводился ремонт различной техники.

Дурнева А.Г. пришла директором школы в уже сложившийся коллектив. Её заслуга в том, что она поддержала традиции. Большинство учителей имели солидный стаж. Много лет проработали Поздеева М.А., Буркова Л.В., Поздеева (Золотова) С.В., Токуева А.Е. Она еще в 1951 году была награждена орденом Ленина (Кстати, её невестка Токуева Г.К. позднее в 70-е годы была награждена орденом Знак почёта). Конечно, коллектив обновлялся, и Дурнева А.Г. сумела обеспечить прибывающим в школу выпускникам пединститута доброе отношение и поддержку, и они быстро осваивались и врастали в коллектив. Много времени и сил у нее отнимала хозяйственная работа – строилось новое здание школы, выпущено в строй в 1959 году, новые мастерские.

 Дурнева А.Г. проработала директором школы 6 лет и потом еще 15 лет завучем школы. На посту директора её сменил в 1959 году Зайцев Н.М.

Школа на селе это не просто учебное заведение. Не менее важной задачей является воспитательная работа с учащимися. Постепенно сложилась в школе целая система воспитательной работы. Начиналась она с организации детского коллектива в классе с первого дня занятий. За каждым классом закреплялся классный руководитель, который составлял план воспитательной работы на четверть, в нем не только ставились задачи, но и намечались конкретные мероприятия в классе на неделю. По понедельникам проводились или классное собрание, или политинформация, или беседа, или пионерский сбор, а в старших классах комсомольское собрание.

Классный руководитель опирался на актив, в который входили староста класса, вожатый отряда или комсорг и несколько активных учащихся. Все вместе готовили и проводили классное мероприятие. Старались разнообразить их тематику и делать интересными для учащихся.

На весь учебный год планировались общешкольные вечера. Начиная с праздника урожая в конце сентября и завершая в конце учебного года Спортивным праздником.

Много лет преподавателем физкультуры работал Власов Ф.М. Спортивный, с военной косточкой он вел большую внеклассную работу с учащимися. Команды школы успешно выступали на районных соревнованиях. Ребята относились к нему с уважением. Спортивный праздник – это подведение итогов физкультурной работы за год.

Учащиеся любили общешкольные праздники еще и потому, что завершались они танцами. Они чувствовали себя свободно, общались друг с другом. Здесь завязывалась дружба.

Конечно, в работе школы были не только успехи, но и неудачи. В большом коллективе встречаются и невоспитанные дети, и лентяи, и нарушители дисциплины, с которыми и индивидуальная работа не всегда дает положительный результат, но всё же в школе преобладал здоровый климат, настрой на учебу, на добрые дела.

Коллектив школы гордится, что в её стенах учились Герои Советского Союза Бабкин Иван Васильевич и Власов Петр Дмитриевич, контр-адмирал Папылев Иван Иванович, космонавт-10 Беляев Павел Иванович, полковник, Герой Советского Союза. Её выпускники Власов И.М., Бурков В.К., Поздеева Н.Н. получили ученую степень кандидата наук и успешно ведут научную работу.

Школа успешно выполняла свои задачи, из стен ее вышли сотни прекрасных юношей и девушек, которые успешно работают во всех отраслях экономики, многие, продолжив образование, стали видными специалистами и руководителями. Десятки юношей посвятили себя воинской службе, получили высокие звания и это тоже добрая традиция.

 

Заключение

Это первая попытка изложить историю села Миньково в определенной последовательности, используя накопившийся материал. За послевоенные годы краеведение получило значительное развитие. Опубликовано ряд работ по истории Вологодской области. Для нас, проживающих на востоке области, эти работы имеют существенный недостаток – в них очень мало сведений о развитии событий происходивших в нашей местности в древности и в период средневековья. В этих работах освещаются события в западных и центральных районах области, так как они ближе к Новгородской земле и Московскому государству. Восточные районы это глухие, лесные места с редкими поселениями, где единственный удобный путь – река Сухона и то в летнее время, и на ней два города – Тотьма и Великий Устюг. В музеях этих городов есть материалы и документы, но они еще ждут своего исследователя.

На рубеже 70-х годов заканчиваю описание развития села Миньково. Передавая свои очерки в школьный музей, тешу себя надеждой, что в школе найдется учитель-энтузиаст или кто-то из выпускников школы, который, используя данные очерки, продолжит работу. Можно многое найти в Бабушкинском архиве, Тотемском краеведческом музее, в областном архиве, с тем, чтобы обогатить эти очерки документальным материалом, конкретными данными, оживить сведениями о лучших людях с. Миньково и выпускниках средней школы, что не удалось сделать мне по состоянию здоровья.

 

Н.Д.Анфалов г. Вологда               сентябрь 2001 года

Литература

1. Т.И. Осьминский. Материалы по истории края. г. Вологда 1951 г.

2. Т.И. Осьминский, Н.В. Озеринин, И.И. Брусенский. Очерки по истории края. г. Вологда 1960 г.

3. Н.А. Гусев. История нашего края. Северо-Западное книжное издательство. г. Вологда 1964 г.

4. Т.И. Осьминский. Наш край в истории СССР. Северо-Западное книжное издательство. г. Вологда 1965 г.

5. И.И. Брусенский, А.В. Камкин. Живые голоса истории. Северо-Западное книжное издательство. г. Архангельск 1981 г.

6. Газета «Красное Знамя» с. им. Бабушкина за 1958-1960 годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: