Теоретическое пояснение

Полимеры подобно низкомолекулярным веществам обладают избирательной растворимостью. Растворению полимера предшествует набухание. Набухание зависит, как от природы полимера, так и от природы жидкости. Полярные полимеры набухают в полярных жидкостях, а неполярные — в неполярных.

С повышением температуры скорость набухания увеличивается. Тепловой эффект, сопровождающий набухание полимера в жидкости, называется теплотой набухания.

Растворы высокомолекулярных веществ способны терять текучесть и застудневать, образуя при этом студни. Студнеобразное состояние вещества можно рассматривать как промежуточное между жидким и твердым состоянием. Застудневание связано с увеличением вязкости и замедлением броуновского движения и заключается в объединении частиц дисперсной фазы в форме сетки или ячеек и связывании при этом всего растворителя.

С повышением концентрации способность к застудневанию увеличивается, т.к. при этом уменьшается расстояние между частицами. Процесс застудневания даже при низкой температуре не происходит мгновенно и нередко требует продолжительного времени для формирования ячеистой объемной сетки.

Время, необходимое для застудневания, называется периодом созревания.

Продолжительность созревания зависит от природы веществ, концентрации, температуры.

 

 Ход работы

Опыт №1. Кинетика набухания зерна.

Зерновые культуры (пшено, рис, лучше дробленый) ограниченно набухают в воде. Зерно насыпают в пробирки (1/3) так, чтобы во всех пробирках было одинаковое количество зерна по высоте. Наливают дистиллированную  воду, чтобы вместе с зерном пробирки были заполнены на ¾ объема. Наблюдения за процессом набухания проводят в течение 40-50 минут. Полученные данные заносят в таблицу по образцу:

Таблица № 1

Зерно

Условный объем набухающего зерна за время, мин.

0 10 20 30 40 50
Пшено            
Рис            
Рис дробленый            

 

Опыт №2. Влияние кислоты, щелочи и солей на набухание желатины.

 

В семь пробирок одинакового диаметра вносят по 0,3 г. порошка желатины. В каждую пробирку наливают по 5 мл различных растворов (см. табл. № 2). Пробирки осторожно встряхивают, чтобы частицы желатины опустились на дно, определяют высоту осадка желатины до набухания. После этого, встряхнув пробирки несколько раз, оставляют их в покое на 40-50 мин. По истечении этого времени каждую пробирку еще раз встряхивают, дают осадку осесть, измеряют высоту набухшего осадка желатины(с каждой пробиркой измерения повторяют 2 раза). Данные заносят в таблицу.

 

Таблица № 2

№ пробирки

Концентрация, моль/л

Приливаемый раствор

Высота осадка, мм

до набухания после набухания
1 - Вода    
2 0,025 HCL    
3 0,025 NaOH    
4 0,1 NaCL    
5 0,1 KCL    
6 0,1 K2SO4    
7 0,1 KCNS    

 

На основании полученных данных делают вывод о влиянии кислоты, щелочи и солей на процесс набухания,  а также о влиянии природы анионов.

 

Опыт № 3. Определение степени набухания печенья

Степень набухания печенья определяют в специальной рамке с большим числом отверстий на дне и стенке. Рамку опускают в воду, вынимают, вытирают фильтровальной бумагой с внешней стороны, взвешивают на технохимических весах. Закладывают в рамку одно печенье и опускают ее в сосуд с водой при t = 200 С на 2 мин. Затем вынимают рамку из воды, держат 30 с в наклонном положении для стекания избытка воды, вытирают фильтровальной бумагой с внешней стороны и взвешивают. Степень набухания печенья определяют по формуле

 

А = m – m1 / m2 * 100%

Где  m - масса рамки с набухшим печеньем, г;

     m1 - масса пустой рамки, г;

     m2 - масса сухого печенья, г.

Опыт № 4 Выделение тепла при набухании.

В стакане размешайте 5 мл. воды и 5г. сухого крахмала (температуру воды предварительно измерьте). Затем в смесь погрузите термометр и измерьте температуру.

 Объясните причину изменения температуры.

 

Опыт № 5. Влияние кислот и щелочей на студнеобразование.

В три пронумерованные пробирки вносят по 5 мл теплого 3 % раствора желатины. Затем приливают по 1 мл – в первую пробирку дистиллированную воду, во

 вторую – 0,1 М раствора HCL, в третью – 0,1 М раствора NaOH.

 

Содержимое пробирок тщательно перемешивают и ставят на 10 мин в водяную баню с температурой 40 – 50 0 С. После этого пробирки помещают в термостат с температурой 10 -15 С 0; замечают время начала отсчета.

 Периодически вынимая пробирки из термостата, наблюдают за образованием студня.

 Моментом образования студня считают время, начиная с которого раствор желатины не выливается при переворачивании пробирки. 

Данные опыта записывают в таблицу и, вычисляют время застудневания каждого раствора.

Время начала отсчета (астрономическое)…………………………………………………………

 

Таблица № 3

№ пробирки Объем раствора желатины, мл Прибавляемый раствор, мл Время образования студня (астрономическое) Время застудневания, мин.
1 5 H2O    
2 5 HCL    
3 5 NaOH    

 

Делают вывод о влиянии кислот и щелочей на студнеобразование

 

Контрольные вопросы

 

  1. Какие вещества относятся к высокомолекулярным соединениям?
  2. Что называется набуханием?
  3. По каким признакам различают ограниченное и неограниченное набухание?
  4. Что понимают под степенью набухания?
  5. Какие системы называют студнями?
  6. Какие факторы влияют на скорость застудневания?

 

14.05.2020

Тема:

Лабораторная работа № 28

Изучение процессов набухания различных видов зёрен

Соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: