Проведение самооценки в организации

Рис. 14. 4. Общая модель самооценки

Организационный порядок проведения самооценки предусматривает следующие основные стадии:

· определение целей самооценки на основе миссий организаций;

· планирование самооценки;

· подготовка к проведению самооценки;

· осуществление самооценки (сбор данных их оценки);

· анализ и обобщение полученных данных;

· разработка корректирующих действий, улучшающих мероприятий;

· внедрение и контроль над выполнением улучшений.

Формирование модели самооценки может осуществляться только на основе определенной организацией миссии, так как именно по отношению к этой миссии и связанным с ней стратегическим задачам должна оцениваться деятельность организации и ее возможности.

Реализация миссий (достижение целей) обеспечивается через (посредством) процессы. Процессы – «цепочки» наращивание ценностей, с помощью которых организация достигает выполнения своих миссий.

Безусловно, модель самооценки организации должна охватывать всю «цепочку», формирующую процесс осуществления миссий. В таком случае она, в общих чертах, может иметь вид, изображенный на рис. 14.4.

Представленная модель отражает диагностический характер самооценки, поскольку предполагает выявление коренных причин негативных симптомов; в ее основе – кросс-диагностика или самооценка «справа налево», начинающаяся с результатов и движущаяся в обратном направлении к процессам и далее, при необходимости, к системам.

Введение самооценки в организации – сложный, ответственный, но очень важный процесс с точки зрения обеспечения качества. Управление этим процессом должно взять на себя высшее руководство. Однако непосредственное внедрение самооценки должен осуществлять отдел качества или другое аналитическое подразделение, подотчетное высшему руководству. Такая структура должна обеспечит «принятие» всем персоналом миссий и стратегических целей организации, ориентированных на качество, и непрерывное улучшение координации всей системы качества, согласованного подхода к самооценке в рамках всей организации. Функции такого подразделения относительно самооценки:

· организовывать, координировать и обобщать работу по самооценке;

· сводить воедино результаты самооценки различных отделов;

· собирать предложения по совершенствованию;

· организовывать и поощрять проведение бенчмаркинга (в т.ч. внутреннего);

· освещать и информировать работников о результатах самооценки.

В проведении самооценки должны участвовать все подразделения организации, практически каждый ее работник, хотя для непосредственной реализации самооценки необходимо создавать команды (группы) экспертов по оценке, которые призваны получать наиболее объективные показатели, характеризующие систему качества, преимущества и недостатки работы подразделений относительно главных принципов TQM.

Подготовительная работа к введению в организации самооценки должна включать:

1. доведение до сведения всего персонала и конкретных задач самооценки;

2. налаживание коммуникационных связей, адекватных процессу вовлечению персонала в процессе самооценки и улучшений;

3. организация и проведение предварительных обследований, выявляющих отношение к самооценке заинтересованныхгрупп, руководителей различных подразделений с целью предотвращения в дальнейшем сопротивления с их стороны;

4. формирование центральной и местных команд, разделение организации на сегменты и закрепление за каждой командой соответствующего сегмента, выделяемого для обследования;

5. выбор начального (исходного) объекта (сегмента) самооценки и порядок (последовательность и временные параметры) охвата, распространения этого процесса на другие объекты;

6. поиск, подбор внешних консультантов для оказания методической, экспертно-оценочной помощи; введение их, при необходимости, в состав команд;

7. разработка плана проведения самооценки, включая все ее этапы, их содержание (область), временные параметры проведения каждого, последовательность проведения, закрепление сегментов, команд, ответственных и др., который должен быть обсужден и согласован с заинтересованными подразделениями и утвержден руководителем организации;

8. разработка, на основе плана, детальной программы самооценки, содержащей:

· цель и задачи самооценки;

· наименование объекта (сегмента);

· параметры самооценки и их критерии;

· дату и начала и продолжительность самооценки;

· список членов команды, ответственных;

· общий календарный график работы команды;

· перечень материалов, документов, на основании которых проводится самооценка;

· список структур, должностных лиц, которым должны быть направлены итоги (отчет) самооценки;

· разработка методических документов по проведению самооценки;

· разработка вопросников для проведения опросов;

· выборка респондентов, осуществляемая таким образом, чтобы обеспечить представительство всех сегментов и категорий персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: