Роль самооценки качества и методика ее проведения

В международном стандарте, который является основой TQM, ИСО 9004: 2000, в статье 8.2.1.5. «Самооценка» говориться, что «высшему руководству следует рассматривать вопросы проведения самооценки. Это – тщательная оценка, обычно проводимая самим руководством организации, итогом которой является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне развития системы менеджмента качества. Самооценка может использоваться организацией для сравнения своей деятельности с лучшими достижениями внешних организаций и показателями мирового уровня по данному виду деятельности. Она также помогает при оценивании улучшения деятельности организации, в то время как процесс внутреннего аудита организации является независимым и используемым для получения объективных свидетельств того, что существующие политика, процедуры или требования выполнены, так как при внутреннем аудите оцениваются результативности и эффективность системы менеджмента качества».

В стандарте также отмечается, что: «масштаб и степень самооценки необходимо планировать исходя из целей и приоритетов организации. Метод самооценки, представленный в приложении стандарта, направлен на установление степени результативности и эффективности внедрения системы менеджмента качества в организации».

Некоторые преимущества применения метода самооценки заключаются в том, что он:

- прост для понимания;

- легок при использовании;

- требует минимальных ресурсов руководства;

- обеспечивает входные данные для улучшения функционирования системы менеджмента качества организации.

Эти положения Международного стандарта полностью вошли и в стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004: 2001.

Самооценка первоначально заимствована из процедуры премиальных конкурсов в области качества. Однако в настоящее время, при внедрении принципов TQM, она не должна быть тождественна оценке, применяемой при присуждении премий по качеству, а должна служить целям реализации TQM.

Рассмотрим отличия оценки при рассмотрении премий и при самооценке предприятием качества продукции, процессов, менеджмента.

Во-первых, будучи ориентированной на улучшение, самооценка (называемая самооценкой улучшений в отличие от самооценки при конкурсе на премию качества) носит диагностический характер. При самооценке (аудите) для присуждения премий по качеству диагностический характер излишен, так как их цель – обосновать выбор лучшего конкурсанта, определяя сильные и слабые стороны участников, но не выявить достоинств и недостатков.

Во-вторых, поскольку в ходе «конкурсных» самооценок (аудитов) проверяют соответствие хорошо отлаженных областей деятельности организации заранее установленным правилам и стандартам, проверки обычно касаются ощутимых характеристик, которые можно измерить или оценить с достаточной объективностью. При осуществлении же самооценки улучшений они охватывают всю систему организации.

Главное отличие самооценки от аудита – это переход от целей обеспечения качества к целям удовлетворения потребителей, что в большей степени соответствует TQM.

Таблица 14.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: