Экспериментальные исследования

Типы:

ü Контролируемый эпидемиологический эксперимент (клинические испытания, «полевые» испытания)

ü Неконтролируемый эпидемиологический эксперимент (исследователь не формирует опытные и контрольные группы; оценивают эффект, результат, сравнивая состояние до и после (на сколько снизилась заболеваемость при проведении каких-либо мероприятий))

· Отдельные люди

· Сообщества

ü Естественный эксперимент (непланированное исследование, чаще негативного характера, но результаты которого полезны: н., акт биотерроризма – сибирская язва)

ü Физическое моделирование (возбудитель (переносчик), восприимчивый организм заменяется какой-то моделью, оцениваются факторы, которые влияют на данную модель (н., роддом имеет 6 этажей, на 1 этаже выявили кишечную палочку М17, через 6 часов данный возбудитель оказывается на 6 этаже)

ü Экспериментальная зоология (эксперименты на животных, интерпретация результатов на человека; н., возбудитель не культивируется на средах)

Методы:

1. Статистические (метод анализа зависимостей, оценка достоверности результатов)

2. Формальной логики

3. Клинические

4. Лабораторные

5. Другие

Задачи:

1. Доказательство гипотез о причинных факторах

2. Оценка эффективности профилактических средств и мероприятий

Контролируемый эпидемиологический эксперимент

Исследователь подбирает опытную и контрольную группу.

Клинический - испытуемые находятся в условиях клиники (эффективность лечения).

«Полевой» - испытуемые находятся в домашних условиях (эффективность вакцинации на последней стадии).

Исследуемая популяция

Отбор на основании определенных критериев

Потенциальные участники не отвечающие

(информированное письменное согласие, страховка) критериям

отбора

приглашение участвовать

участники не участвующие (плацебо – группа)

случайная выборка контроль

профилактика

Классификация участников по группам (способы разделения)

ü Стратификация (по полу)

ü Копи-пар

Метод случайной выборки (самый эффективный), рандомизация («золотой стандарт» в эпидемиологии)

Слепой – участники не знают в какой они группе; двойной слепой - участники и исследователи не знают (оценка эффективности вакцинации); тройное слепое исследование – участники, исследователи, те кто анализирует, строит графики не знают).

Виды эпидемиологической диагностики (для рационализации планирования и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий):

1. Ретроспективный анализ – взгляд в прошлое (оценка эпидемиологической ситуации в прошлом).

ü Цель – для планирования противоэпидемической работы на будущий год, на ближайшие 3-5 лет

ü Задачи – изучить проявление эпидемического процесса (определение групп риска, территории, времени риска); оценка противоэпидемических мероприятий, проводимых на территории с целью прогнозирования эпидемиологической ситуации, течение эпидемического процесса заболеваемости на данной территории.

2. Оперативный анализ – взгляд на эпидемиологическую ситуацию в настоящий момент (необходимо для изменения противоэпидемических мероприятий, усовершенствовать, добавить новые).

3. Проспективный анализ – взгляд вперед (в будущее с изучением настоящей ситуации), применяется при ГГСИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: