Типы:
ü Контролируемый эпидемиологический эксперимент (клинические испытания, «полевые» испытания)
ü Неконтролируемый эпидемиологический эксперимент (исследователь не формирует опытные и контрольные группы; оценивают эффект, результат, сравнивая состояние до и после (на сколько снизилась заболеваемость при проведении каких-либо мероприятий))
· Отдельные люди
· Сообщества
ü Естественный эксперимент (непланированное исследование, чаще негативного характера, но результаты которого полезны: н., акт биотерроризма – сибирская язва)
ü Физическое моделирование (возбудитель (переносчик), восприимчивый организм заменяется какой-то моделью, оцениваются факторы, которые влияют на данную модель (н., роддом имеет 6 этажей, на 1 этаже выявили кишечную палочку М17, через 6 часов данный возбудитель оказывается на 6 этаже)
ü Экспериментальная зоология (эксперименты на животных, интерпретация результатов на человека; н., возбудитель не культивируется на средах)
Методы:
1. Статистические (метод анализа зависимостей, оценка достоверности результатов)
2. Формальной логики
3. Клинические
4. Лабораторные
5. Другие
Задачи:
1. Доказательство гипотез о причинных факторах
2. Оценка эффективности профилактических средств и мероприятий
Контролируемый эпидемиологический эксперимент
Исследователь подбирает опытную и контрольную группу.
Клинический - испытуемые находятся в условиях клиники (эффективность лечения).
«Полевой» - испытуемые находятся в домашних условиях (эффективность вакцинации на последней стадии).
Исследуемая популяция
Отбор на основании определенных критериев
Потенциальные участники не отвечающие
(информированное письменное согласие, страховка) критериям
отбора
приглашение участвовать
участники не участвующие (плацебо – группа)
случайная выборка контроль
профилактика
Классификация участников по группам (способы разделения)
ü Стратификация (по полу)
ü Копи-пар
Метод случайной выборки (самый эффективный), рандомизация («золотой стандарт» в эпидемиологии)
Слепой – участники не знают в какой они группе; двойной слепой - участники и исследователи не знают (оценка эффективности вакцинации); тройное слепое исследование – участники, исследователи, те кто анализирует, строит графики не знают).
Виды эпидемиологической диагностики (для рационализации планирования и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий):
1. Ретроспективный анализ – взгляд в прошлое (оценка эпидемиологической ситуации в прошлом).
ü Цель – для планирования противоэпидемической работы на будущий год, на ближайшие 3-5 лет
ü Задачи – изучить проявление эпидемического процесса (определение групп риска, территории, времени риска); оценка противоэпидемических мероприятий, проводимых на территории с целью прогнозирования эпидемиологической ситуации, течение эпидемического процесса заболеваемости на данной территории.
2. Оперативный анализ – взгляд на эпидемиологическую ситуацию в настоящий момент (необходимо для изменения противоэпидемических мероприятий, усовершенствовать, добавить новые).
3. Проспективный анализ – взгляд вперед (в будущее с изучением настоящей ситуации), применяется при ГГСИ.