Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта

Особенности управленческого воздействия на конфликты

Конфликт как социальное явление

ТЕМА 6. Психология управления в условиях конфликтной деятельности

1. Часто руководитель вынужден работать в условиях конфликтности внутри групп, которая может наблюдаться как «по горизонтали», так и «по вертикали». Конфликт представляет собой сложное социально-психологическое явление.

Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве их носителей (субъектов конфликта).

В структуру конфликта обычно включаются:

1. Субъекты конфликта – это участники социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие конфликтующих.

2. Объект конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

3. Инцидент (повод) – сопутствующие обстоятельства, подтолкнувшие начало конфликта.

4. Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

5. Позиции сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Можно выделить следующие типы конфликтов в организации:

1. по субъектам конфликта различают межличностные и групповые конфликты;

2. в зависимости от источников – структурные, инновационные, позиционные, ресурсные, динамические конфликты;

3. в зависимости от типа функциональной системы выделяют организационно-технологические конфликты, конфликты в социально-экономической и административно-управленческой системах, а также конфликты, связанные с функционированием неформальной организации и социально-психологической системой отношений.

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Она находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Выделяют три основные группы причин, вызывающих конфликт в организации.

1. Причины, порожденные процессом деятельности:

Ø технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого;

Ø перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений;

Ø невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель–подчиненный»;

Ø несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям.

2. Причины, порожденные психологическими особенностями человеческих отношений:

Ø взаимные симпатии и антипатии;

Ø неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (наличие противоборствующих группировок, культурных различий и др.);

Ø плохая психологическая коммуникация.

3. Причины, порожденные личностным своеобразием членов коллектива:

Ø неумение контролировать себя;

Ø низкий уровень самоуважения;

Ø повышенная тревожность;

Ø агрессивность;

Ø некоммуникабельность;

Ø чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом и др.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивныеи деструктивные.

Конструктивный конфликт – предполагает возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта.

Деструктивный конфликт – сопровождается разрушительными действиями, не имеет под собой реальной почвы и, следовательно, не создает возможностей для внутриорганизационных процессов.

Необходимо понимать, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный.

Конфликт не может быть однозначным явлением. Он является носителем и созидательных, и разрушительных тенденций. Поэтому его функции характеризуются с учетом негативных (разрушительное, дисфункциональное воздействие, дезинтеграция, большие эмоциональные затраты и др.) и позитивных (разрядка напряженности, инициирование изменений и обновлений, выявление назревших противоречий и др.) последствий.

2. Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтами включает следующие виды деятельности:

1. Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности.

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также индивидуально-психологических особенностей. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

2. Предупреждение или стимулирование конфликта.

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления (руководителя), направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение основывается на прогнозировании конфликта. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Но конфликты можно предупредить, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Подобную форму предупреждения конфликтов можно назвать превентивной.

Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано лишь по отношению к конструктивным конфликтам.

3. Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления (руководителя), направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование предполагает:

ü признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;

ü легитимизацию конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;

ü институциализацию конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

В процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице.

Таблица. Технологии регулирования конфликта

Название Основное содержание
  Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.
  Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально-психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе
  Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т.д.

4. Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления (руководителя), связанный с завершением конфликта. Это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта может быть полным (устранение причин, предмета и конфликтных ситуаций) и неполным (устраняются не все причины или конфликтные ситуации).

Важно учитывать следующие предпосылки разрешения конфликта: достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении и наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

По содержанию, направленности и организационным формам методы управления конфликтами подразделяются на:

1. организационно-административные, основанные на законодательных актах, указах, распоряжениях;

2. экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами и позволяющие учесть экономические интересы конфликтующих сторон;

3. социально-психологические, применяемые в целях оказания управленческого влияния на конфликтующих субъектов (или их группы), их изоляции, разъединения, внушения им определенных ориентиров в поведении и т. п.

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами представлен в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: