- Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
3.2. Рассказ о предводителях монголо-татар
- В начале 13 века племена монголов и татар объединил под своей властью хан (правитель) – умный и жестокий Чингисхан.
- Расшифруйте схему и сделайте предположение о происхождении имени Чингис.
- Чингиз – океан.
-
3.3. Постановка проблемного вопроса к фрагменту текста
- Какая опасность подстерегала русских князей, вы догадаетесь сами, прочитав басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»:
- Итак, какая же опасность подстерегала русских князей, которые враждовали между собой и надеялись, что сумеют каждый по отдельности отразить нападение монголов?
- По отдельности русским княжествам отразить нападение монголо-татар было невозможно.
3.4. Демонстрация DVD – фильма о нашествии Батыя.
- Так и произошло. Посмотрите на карту. Проведите с помощью пунктирной линии путь войск хана Батыя по русской земле от города Рязани до города Владимира через Москву. Отметьте этот путь красным карандашом.
|
|
- Назовите города, покоренные ханом Батыем.
- Рязань, Москва, Владимир.
- Подчеркните эти города.
- Что сделал Батый после взятия Владимира?
- Разделил свое войско на 2 части.
- Куда они затем направились?
- Одна часть захватила Галич, а другая Ростов,Ярославль,Юрьев, Переяславль, Дмитрев, Волок, Тверь, Торжок.
- Сколько жители Торжка держали неприятеля у стен города?
- 2 недели.
- Куда направился Батый после взятия Торжка?
- Хотел направиться в Новгород, но он передумал и отправился на юг.
- Причиной этого стал вопрос, который задавал себе Батый, вспоминая время, потраченное на завоевание уже покоренных русских городов.
3.5. Решение проблемно-событийной задачи
- Сформулируйте вопрос Батыя, суть которого отражена в следующей схематической записи:
- Сколько же дней понадобится для взятия Новгорода, если даже при благоприятной погоде на взятие других городов уходило много дней.
- Действительно, хан Батый решил поберечь силы своего войска, так как оно хоть и было еще велико, но понесло большие потери. В летописи сообщается, что на обратном пути войска Батыя был город, при штурме которого было убито 4 000 монголо-татар и уничтожены почти все стенобитные машины.
- Расшифруйте ребус и назовите, как с тех пор монголо-татары стали называть этот город.
- Злой город.
- А что это был за город?
- Козельск.
- Раскрасьте знаки городов, которые захватил Батый.
- Четыре года боролась Русь с завоевателями. В 1240 году пал город Киев. А теперь отметьте на карте движение монголо-татарских племен по территории русских земель.
- Более двухсот лет была Русь во власти монголо-татар. В степях Волги и Дона они создали новое государство, получившее название Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец». Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски, установив соответствия между словами двух столбиков.
|
|
- Итак, назовите столицу Золотой Орды.
- Город Сарай.
IV. Закрепление изученного:
V. Подведение итогов урока:
5.1. Задание на соотнесение
- Обратите внимание на слайд. Вы должны будете соотнести дату, событие и век.
- 988г. – Крещение Руси – 1 век
1100 г. – Основание Ярославля – 11 век
1237 г. – Нашествие Батыя на Русь – 13 век
5.2. Династическая таблица(пропуски):
5.3. Тест
1. Кто напал на Русь в 13 веке?
а) монголо-татары;
б) кривичи;
в) немцы.
2. Кто возглавил поход на Русь?
а) Хан Батый;
б) Чингизхан;
в) князь Владимир
3. Какой первый русский город оказался на их пути? (
а) Рязань;
б) Новгород;
в) Киев.
4. Какой город монголо-татары прозвали «злым»:
а) Новгород;
б) Киев;
в) Козельск
5. Как стало называться государство монголо-татар?
а) Монголо-татарское;
б) Золотая Орда;
в) Татарстан
- Сегодня за урок оценку «5» получают …, т.к. они были очень активны на уроке, оценки «4»получают …..
VI. Рефлексия:
- Какое настроение было у вас на уроке?
- За что вы можете себя похвалить?
- Что нам удалось?
Подпись методиста:
учителя: