I. Орг. момент:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок истории проведу у вас я. Меня зовут Олеся Руслановна.
II. Актуализация опорных знаний:
2.1. Работа с лентой времени и династической таблицей
- На сегодняшнем уроке мы будем говорить об исторических событиях начала XIII века. Но сначала давайте посмотрим, что предшествовало этим событиям в 11 и 12 веках. Вернемся к началу 11 века и представим себе Ярослава мудрого, который дает наставление своим сыновьям. Что он им говорил?
- Сыновья мои,имейте любовь между собой, потому что вы все братья. И если будете жить в любви между собой,Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будите в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим.
- Отметим на ленте времени 11 век. Отсчет нашего времени идет от Рождества Христова. Одна тоненькая полосочка означает время 1 год. Отсюда от 1101г. и пойдет дуга к цифре 12 – 12 век. Повторим, все, что мы знаем об этом времени.
- А теперь обратите внимание на схему. Поставьте как можно больше вопросов, выясняющих, кем доводился Ярослав Мудрый другим князьям из династии Рюриковичей.
- Кто являлся отцом Ярослава Мудрого? Кем Ярославу Мудрому доводился Владимир Мономах?
- Прочитайте текст.
- Какую главную мысль раскрывает автор в данном тексте?
- Сила русских земель была заключена в их единстве.
- Опираясь на текст и используя следующие условные обозначения, дополните схему.
2.2. Работа с картой.
- Обратите внимание на карту. Объясните,почему Русь этого времени историки называют лоскутной?
- Потому что она была раздроблена на множество мелких княжеств.
- Для того, чтобы наглядно увидеть Русь начала 13 века возьмите прямоугольники – это макет русского государства. Разделите его на 50 квадратов. Это и будет раздробленная Русь.
- Итак, как вы считаете, выполнили ли дети, внуки и правнуки Ярослава Мудрого его завещание жить в мире и согласии?
- Нет.
- Сделайте предположение о последствиях раздробленности Руси.
III. Объяснение нового материала:
- Сегодня наш урок будет посвящен истории нападения на Русь монголо-татар. Какой вопрос у вас возникает?
- Кто такие монголо-татары?
3.1. Рассказ учителя о монголо-татарах
- Такой же вопрос задавали себе и жители земли русской в 13 веке. Послушайте, как об этом писал летописец: «Явились народы о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».
- Хотите ли вы, ребята, узнать ответ на этот вопрос? Тогда обратимся к тексту, в котором вы и найдете ответ на этот вопрос.
- Объясните причину такого питания, установив логическую последовательность следующих суждений:
- Монголо-татары вели кочевой образ жизни. То есть они постоянно переезжали с места на место. Поэтому они не могли заниматься земледелием. Их основной пищей была конина и кобылье молоко.
- Монголо-татары поклонялись силам природы: огню,земле, солнцу и т.д. Кем были монголо-татары по своей религиозной принадлежности?
- Язычниками.
- Вспомним, что такое язычество?
- Язычество – это вера в разных богов.