Ход урока. - Здравствуйте, ребята! Садитесь

I. Орг. момент:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок истории проведу у вас я. Меня зовут Олеся Руслановна.

II. Актуализация опорных знаний:

2.1. Работа с лентой времени и династической таблицей

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить об исторических событиях начала XIII века. Но сначала давайте посмотрим, что предшествовало этим событиям в 11 и 12 веках. Вернемся к началу 11 века и представим себе Ярослава мудрого, который дает наставление своим сыновьям. Что он им говорил?

- Сыновья мои,имейте любовь между собой, потому что вы все братья. И если будете жить в любви между собой,Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будите в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим.

- Отметим на ленте времени 11 век. Отсчет нашего времени идет от Рождества Христова. Одна тоненькая полосочка означает время 1 год. Отсюда от 1101г. и пойдет дуга к цифре 12 – 12 век. Повторим, все, что мы знаем об этом времени.

- А теперь обратите внимание на схему. Поставьте как можно больше вопросов, выясняющих, кем доводился Ярослав Мудрый другим князьям из династии Рюриковичей.

- Кто являлся отцом Ярослава Мудрого? Кем Ярославу Мудрому доводился Владимир Мономах?

- Прочитайте текст.

- Какую главную мысль раскрывает автор в данном тексте?

- Сила русских земель была заключена в их единстве.

- Опираясь на текст и используя следующие условные обозначения, дополните схему.

2.2. Работа с картой.

- Обратите внимание на карту. Объясните,почему Русь этого времени историки называют лоскутной?

- Потому что она была раздроблена на множество мелких княжеств.

- Для того, чтобы наглядно увидеть Русь начала 13 века возьмите прямоугольники – это макет русского государства. Разделите его на 50 квадратов. Это и будет раздробленная Русь.

- Итак, как вы считаете, выполнили ли дети, внуки и правнуки Ярослава Мудрого его завещание жить в мире и согласии?

- Нет.

- Сделайте предположение о последствиях раздробленности Руси.

III. Объяснение нового материала:

- Сегодня наш урок будет посвящен истории нападения на Русь монголо-татар. Какой вопрос у вас возникает?

- Кто такие монголо-татары?

3.1. Рассказ учителя о монголо-татарах

- Такой же вопрос задавали себе и жители земли русской в 13 веке. Послушайте, как об этом писал летописец: «Явились народы о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».

- Хотите ли вы, ребята, узнать ответ на этот вопрос? Тогда обратимся к тексту, в котором вы и найдете ответ на этот вопрос.

- Объясните причину такого питания, установив логическую последовательность следующих суждений:

- Монголо-татары вели кочевой образ жизни. То есть они постоянно переезжали с места на место. Поэтому они не могли заниматься земледелием. Их основной пищей была конина и кобылье молоко.

- Монголо-татары поклонялись силам природы: огню,земле, солнцу и т.д. Кем были монголо-татары по своей религиозной принадлежности?

- Язычниками.

- Вспомним, что такое язычество?

- Язычество – это вера в разных богов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: