Вертикальные различия

Типы менеджмента

Мастерство менеджера

1. Концептуальные навыки — это познавательные способности челове­ка воспринимать организацию как единое целое и четко выделять взаимосвязи ее частей.

К таким навыкам относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать информацию, его способности к планирова­нию. Менеджер должен представлять роль каждого отдела органи­зации, положение компании в отрасли, ее роль в обществе, деловой и социальной среде. Он должен обладать стратегическим мышлением, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, и, особенно, руководителям высших уровней организации. Они должны уметь схватывать суть возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.

По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организа­ции, он должен уделять все больше внимания развитию концептуальных навыков.

2. Человеческие навыки - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает при­мер, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человечески­ми навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации.

3. Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выпол­нения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы.

Владение менеджера техническими навы­ками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в конкретной области.

Особенно важны технические навыки на низших организацион­ных уровнях. Многие работники получают свою первую должность менеджера благодаря навыкам в технической области. Однако по мере продвижения потребность в них уменьшается, а значение человеческих и концептуальных навыков возрастает.

Положение менеджера в организационной иерархии - один из наиболее важных факторов, определяющих обязанности менеджера.

Высшие менеджеры находятся на вершине пирами­ды ( менеджеры высшего звена, топ-менеджеры). К ним относятся президенты компа­ний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и ис­полнительные вице-президенты.

· отвечают за определение це­лей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию происходящих в ней событий, принятие значи­мых для всей компании в целом решений;

· работают на долгосрочную перспек­тиву;

· заинтересованы в тенденциях развития внешней среды, в общем успехе деятельности фирмы;

· обязаны осуществлять коммуникации, доносить свое видение организации до всех ее членов, формировать корпоративную культуру, поддерживать предпринимательский дух;

· должны вовлекать в про­цесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее пол­но реализовывать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звена:

· занимают позиции на промежуточных уровнях власт­ной пирамиды;

· отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделе­ний и отделов организации;

· несут ответствен­ность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур;

· ориентируются прежде всего на краткосрочные перспективы;

· должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности кол­легами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Современные тенденции реструктуризации и сокращения управленческого аппа­рата корпораций в наибольшей степени ударили именно по менеджерам среднего звена. Во многих компаниях от них попросту отказались, что позволило существен­но повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской, а значит, ускоряются передача информа­ции с высших уровней на низшие, процесс принятия решений.

Менеджеры низшего уровня занимают должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менедже­ров:

· находятся на первом или втором уровнях управления;

· несут непосредственную ответствен­ность за производство товаров и услуг;

· обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечи­вая эффективность производства;

· предоставлять техническую помощь;

· уделять основное внимание выполнению повседневных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: