СОДЕРЖАНИЕ
Минск, 2009
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Проблемное поле страноведения…………………………………………….3
Регионы мира………………………………………………………………….5
ЕВРОПА
Великобритания………………………………………………………………9
Германия………………………………………………………………………11
Франция……………………………………………………………………….13
Италия………………………………………………………………………...15
Страны Северной Европы…………………………………………………...16
Малые и средние страны Западной Европы………………………………..17
Страны Южной Европы……………………………………………………..18
Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………...19
Республики Балтии………………………………………………………….. 20
Республики Содружества Независимых государств (СНГ)……………….20
Россия………………………………………………………………………… 23
АМЕРИКА
США…………………………………………………………………………..25
Латинская Америка………………………………………………………….27
Канада……………………………………………………………………….. 28
|
|
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия…………………………………………………………………….30
Новая Зеландия………………………………………………………………30
Океания……………………………………………………………………….31
АЗИЯ И АФРИКА
Япония………………………………………………………………………...32
Китай…………………………………………………………………………..33
Вьетнам и Северная Корея…………………………………………………..37
Монголия, Камбоджа, Лаос, Мьянма……………………………………….37
Южная Корея, Сингапур, Тайвань………………………………………….38
Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины………………………………39
Южная Азия………………………………………………………………….. 40
Индия…………………………………………………………………………..41
Пакистан……………………………………………………………………… 43
Турция…………………………………………………………………………45
Иран……………………………………………………………………………47
Афганистан……………………………………………………………………50
Страны арабского Востока…………………………………………………...51
Тропическая и Южная Африка………………………………………………52
ЮАР……………………………………………………………………………53
Страноведение – интегральная, комплексная, гуманитарная учебная дисциплина, которая охватывает материал по истории, политической географии, культуре и современному состоянию экономической, социальной, политической, духовно - идеологической систем изучаемой страны. В условиях глобализации современного мира, расширения международных контактов курсы страноведения приобретают все большую популярность для специалистов самых разных профилей: от экономистов до дипломатов, от журналистов до политологов. Объем страноведческой информации необычайно велик, а если учесть, что в мире насчитывается около 200 стран (192 страны – члены ООН), то этот объем превращается поистине в космический. Поэтому главная задача любого курса по страноведению заключается в квалифицированном выделении и оформлении необходимой информации.
|
|
Цель курса «Политическое страноведение», предлагаемого для студентов специальности «Политология», заключается в том, чтобы в максимальной степени сосредоточиться на изучении политических систем ряда крупнейших стран мира и тенденций политического развития регионов мира. Смысл данной учебной дисциплины состоит не в трансляции широко тиражируемых справочников «Страны мира», «Политико – правовые системы мира» и т.д., а в более глубоком анализе политических систем стран с использованием исторического и политологического методологического инструментария, категориального аппарата и информации.
Страны, рассматриваемые в курсе «Политического страноведения», изучаются в соответствии со следующей схемой:
1. Общие сведения
-месторасположение
-столица
-население, языки, конфессии
-денежная единица
-экономический потенциал
-ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала – показатель, определяемый программой развития ООН (ПРООН))
-географические, культурные, исторические достопримечательности
2. Краткая историческая справка
3. Политическая система
-конституция
-глава государства
-верховная законодательная власть
-верховная исполнительная власть
-верховная судебная власть
-парламентская, президентская, смешанная форма правления (модель)
-государственно – территориальное устройство (унитаризм, федерация, конфедерация). Административно – территориальные единицы
-партии и партийная система
-важные политические процессы и проблемы
В предлагаемом учебном пособии не излагаются общие сведения о стране, найти которые можно в любом справочнике и атласе мира. Краткая история страны сводится практически до характеристики политической культуры и перечисления основных политических форм. Приводятся краткие сведения по политической системе.
Страноведение представляет собой форму спатиальной (от лат. spatium, фр. espace, англ. space – пространство), т.е. пространственной организации обществоведческого материала. В этой связи страна является общественно – государственным организмом, обладающим важным свойством пространственной организованности. Наряду с такими сущностными характеристиками государства, как государственный властный аппарат, налогообложение граждан для его поддержания и др., государство имеет четкие территориальные границы. В таком виде однозначно выделяемой из мирового пространства и четко структурированной государственной системы страна является бесспорным объектом научных исследований и преподавания. Но вместе с тем этот объект подвергается и серьезной критике.
С одной стороны, страноведение критикуется за то, что на фоне огромного информационно – фактического массива, необходимости оперирования историческими экономическими, социологическими, политологическими, культурологическими и др. знаниями, оно неизбежно стремится к описательности, к смешению с искусством. Многие авторы считают, что для воплощения таких страноведческих замыслов нужны творцы – гиганты, а их время ушло и вместе с ними уходит и эпоха страноведения, достигшая расцвета в ХХ в. С другой стороны, к страноведению предъявляется много претензий в связи с постоянным изменением количества стран в мире, что влечет за собой серьезные сложности в определении материала по истории, экономике, культуре и т.д. В эпоху древнего мира с началом политогенеза число государств, многие из которых были городами – государствами (полисами), было огромно. Аристотель собрал библиотеку описаний более 150 политий только в Средиземноморье. В период средневековья с его феодальной раздробленностью дело обстояло не лучше, более того, границы государств постоянно менялись по причине военных захватов или потерь, «брачной дипломатии» и каких – либо еще «королевских прихотей». Возникавшие и распадавшиеся в то время империи кардинальным образом картины не меняли. Империи же нового времени существенно сократили число государств. В ХIХ в., когда центром миросистемы стала Британия, мир, за исключением Латинской Америки, был поделен буквально между несколькими империями. Известный специалист по геополитике К.Шмитт писал о том времени: «Земная твердь принадлежит теперь дюжине суверенных государств, море принадлежит всем, или, наконец, в действительности лишь одному государству – Англии». Характерной чертой ХХ в. стало скачкообразное возрастание числа стран. Современные государства очень разнообразны, неравновелики, степень их влияния в мире существенно разнится. Из примерно 200 стран 87 населены менее чем 5 млн. человек, 58 государств насчитывают менее 2,5 млн., 35 государств – менее полумиллиона. В связи с этим критики страноведения рассуждают о необходимости поиска более устойчивой пространственной единицы, не подверженной столь стремительно меняющейся политической конъюнктуре. Такой единицей считается регион – основная категория регионоведческих дисциплин.
|
|