Проблемное поле страноведения

СОДЕРЖАНИЕ

Минск, 2009

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Проблемное поле страноведения…………………………………………….3

Регионы мира………………………………………………………………….5

ЕВРОПА

Великобритания………………………………………………………………9

Германия………………………………………………………………………11
Франция……………………………………………………………………….13

Италия………………………………………………………………………...15

Страны Северной Европы…………………………………………………...16

Малые и средние страны Западной Европы………………………………..17

Страны Южной Европы……………………………………………………..18

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)………………………...19

Республики Балтии………………………………………………………….. 20

Республики Содружества Независимых государств (СНГ)……………….20

Россия………………………………………………………………………… 23

АМЕРИКА

США…………………………………………………………………………..25

Латинская Америка………………………………………………………….27

Канада……………………………………………………………………….. 28

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия…………………………………………………………………….30

Новая Зеландия………………………………………………………………30

Океания……………………………………………………………………….31

АЗИЯ И АФРИКА

Япония………………………………………………………………………...32

Китай…………………………………………………………………………..33

Вьетнам и Северная Корея…………………………………………………..37

Монголия, Камбоджа, Лаос, Мьянма……………………………………….37

Южная Корея, Сингапур, Тайвань………………………………………….38

Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины………………………………39

Южная Азия………………………………………………………………….. 40

Индия…………………………………………………………………………..41

Пакистан……………………………………………………………………… 43

Турция…………………………………………………………………………45
Иран……………………………………………………………………………47

Афганистан……………………………………………………………………50

Страны арабского Востока…………………………………………………...51

Тропическая и Южная Африка………………………………………………52

ЮАР……………………………………………………………………………53

Страноведение – интегральная, комплексная, гуманитарная учебная дисциплина, которая охватывает материал по истории, политической географии, культуре и современному состоянию экономической, социальной, политической, духовно - идеологической систем изучаемой страны. В условиях глобализации современного мира, расширения международных контактов курсы страноведения приобретают все большую популярность для специалистов самых разных профилей: от экономистов до дипломатов, от журналистов до политологов. Объем страноведческой информации необычайно велик, а если учесть, что в мире насчитывается около 200 стран (192 страны – члены ООН), то этот объем превращается поистине в космический. Поэтому главная задача любого курса по страноведению заключается в квалифицированном выделении и оформлении необходимой информации.

Цель курса «Политическое страноведение», предлагаемого для студентов специальности «Политология», заключается в том, чтобы в максимальной степени сосредоточиться на изучении политических систем ряда крупнейших стран мира и тенденций политического развития регионов мира. Смысл данной учебной дисциплины состоит не в трансляции широко тиражируемых справочников «Страны мира», «Политико – правовые системы мира» и т.д., а в более глубоком анализе политических систем стран с использованием исторического и политологического методологического инструментария, категориального аппарата и информации.

Страны, рассматриваемые в курсе «Политического страноведения», изучаются в соответствии со следующей схемой:

1. Общие сведения

-месторасположение

-столица

-население, языки, конфессии

-денежная единица

-экономический потенциал

-ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала – показатель, определяемый программой развития ООН (ПРООН))

-географические, культурные, исторические достопримечательности

2. Краткая историческая справка

3. Политическая система

-конституция

-глава государства

-верховная законодательная власть

-верховная исполнительная власть

-верховная судебная власть

-парламентская, президентская, смешанная форма правления (модель)

-государственно – территориальное устройство (унитаризм, федерация, конфедерация). Административно – территориальные единицы

-партии и партийная система

-важные политические процессы и проблемы

В предлагаемом учебном пособии не излагаются общие сведения о стране, найти которые можно в любом справочнике и атласе мира. Краткая история страны сводится практически до характеристики политической культуры и перечисления основных политических форм. Приводятся краткие сведения по политической системе.

Страноведение представляет собой форму спатиальной (от лат. spatium, фр. espace, англ. space – пространство), т.е. пространственной организации обществоведческого материала. В этой связи страна является общественно – государственным организмом, обладающим важным свойством пространственной организованности. Наряду с такими сущностными характеристиками государства, как государственный властный аппарат, налогообложение граждан для его поддержания и др., государство имеет четкие территориальные границы. В таком виде однозначно выделяемой из мирового пространства и четко структурированной государственной системы страна является бесспорным объектом научных исследований и преподавания. Но вместе с тем этот объект подвергается и серьезной критике.

С одной стороны, страноведение критикуется за то, что на фоне огромного информационно – фактического массива, необходимости оперирования историческими экономическими, социологическими, политологическими, культурологическими и др. знаниями, оно неизбежно стремится к описательности, к смешению с искусством. Многие авторы считают, что для воплощения таких страноведческих замыслов нужны творцы – гиганты, а их время ушло и вместе с ними уходит и эпоха страноведения, достигшая расцвета в ХХ в. С другой стороны, к страноведению предъявляется много претензий в связи с постоянным изменением количества стран в мире, что влечет за собой серьезные сложности в определении материала по истории, экономике, культуре и т.д. В эпоху древнего мира с началом политогенеза число государств, многие из которых были городами – государствами (полисами), было огромно. Аристотель собрал библиотеку описаний более 150 политий только в Средиземноморье. В период средневековья с его феодальной раздробленностью дело обстояло не лучше, более того, границы государств постоянно менялись по причине военных захватов или потерь, «брачной дипломатии» и каких – либо еще «королевских прихотей». Возникавшие и распадавшиеся в то время империи кардинальным образом картины не меняли. Империи же нового времени существенно сократили число государств. В ХIХ в., когда центром миросистемы стала Британия, мир, за исключением Латинской Америки, был поделен буквально между несколькими империями. Известный специалист по геополитике К.Шмитт писал о том времени: «Земная твердь принадлежит теперь дюжине суверенных государств, море принадлежит всем, или, наконец, в действительности лишь одному государству – Англии». Характерной чертой ХХ в. стало скачкообразное возрастание числа стран. Современные государства очень разнообразны, неравновелики, степень их влияния в мире существенно разнится. Из примерно 200 стран 87 населены менее чем 5 млн. человек, 58 государств насчитывают менее 2,5 млн., 35 государств – менее полумиллиона. В связи с этим критики страноведения рассуждают о необходимости поиска более устойчивой пространственной единицы, не подверженной столь стремительно меняющейся политической конъюнктуре. Такой единицей считается регион – основная категория регионоведческих дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: