Вопрос. Основополагающим международным договором в котором сформулированы нормы о правовом положение граждан в области охраны окружающей среды является конференция о

Вопрос

Основополагающим международным договором в котором сформулированы нормы о правовом положение граждан в области охраны окружающей среды является конференция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам касающимся окружающей среды 1998 (данная конвенция известна под названием Орхусская утвержденная указном президента от 14 декабря 1999 года). Для РБ конвенции вступила в силу 30 октября 2001.

Основная идея – провозглашение прав граждан на получение информации участия в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам касающимся окружающей среды, реализация которых обеспечивает право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.34 Конституции гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В ст.1 Закона об охране окружающей среды внесено понятие …, под которой понимается документированная информация содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране а также о воздействиях окружающей среды на человека.

В состав экологической информации включаются следующие сведения:

1. По состоянию окружающей среды

2. О воздействии на окружающую среду веществ, энергии, шума и иных физических факторов

3. О решениях государственных органов, о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и ИП связанных с вредным воздействие на окружающую среду.

4. Об актах законодательства РБ, концепциях, планах действия и др. реализация которых оказывает или может оказать воздействие на окружающую среду.

5. О состоянии здоровья и безопасности граждан, об условиях их жизни, о состоянии объектов культуры в той степени в которой на них воздействую или могут воздействовать вышеперечисленные факторы или деятельность.

В РБ ведется государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее которые включают экологическую информацию. Основной задачей фонда является сбор, обработка, накопление и систематизация экологической информации, сведений о ее составе, содержании, обладателях и условиях доступа к этой информации.

Экологическая информация предоставляется и распространяется в устной, письменной, электронной, аудио визуальной и иной форме.

В Законе о охране окружающей среды определены случаи когда экологическая информация не подлежит предоставлению и распространению а также когда в ее предоставлении может быть отказано.

Экологическая информация разделяется на информации:

1. Общего назначения (для общего пользования, предоставляется бесплатно и обязанность ее предоставления возложена в законодательстве на обладателей такой информации)

2. Специализированная. (За плату, в сроки и на условиях предусмотренных в соответствующем договоре)

Законодательством РБ в качестве субъектов общественного экологического движения признаются граждане и их общественные объединения.

Экологически значимым решениями признаются:

1. Решения по конкретным видам хозяйственной деятельности которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей.

2. Планы, программы и политика связанная с окружающей средой.

3. НПА практическое применения которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды.

4. Формами общественного участия являются:

1.1 Участие в подготовке и обсуждении материалов, оценке воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ОВОС.

1.2 Организация и проведение общественной экологической экспертизы

1.3 Общественный контроль в области охраны окружающей среды

1.4 Обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды

1.5 Участи в референдумах (как вариант)

Доступ к правосудие по вопросам охраны окружающей среды заключается в том что любое лицо должно иметь возможность использовать административные и судебные процедуры в случае нарушения экологических прав а также иметь возможность в судебном порядке оспаривать действия или бездействии государственных органом или должностных лиц которые нарушают экологическое законодательство.

Формы доступа:

1. Жалобы на действия, или бездействия должностных лиц государственных органов в вышестоящий государственный орган.

2. Обжалование в судебном порядке действий или бездействий государственных органов и должностных лиц.

3. Иск о возмещении вреда причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду

4. Иск о приостановлении или прекращении вредной деятельности.

Гарантии перечисляются в ст.13 закона о Охране Окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: