Характеристика пространственной передачи объекта на киноэкране

Для оценки цветного изображения оперируют такой характеристикой, как "цветовая передача". Цветопередача может быть как естественной, психологически тождественной цветовым характеристикам объекта, так и с отклонениями от реальной на момент съемки.

В стереокино трехмерное изображение оценивается перспективной характеристикой передачи пространства. При полном совпадении геометрии изображения (размер, форма и пространственное расположение) с реальным объектом, мы говорим о тождестве стереомодели с объектом, и такое изображение называется ортоскопическим. Получение ортоскопического изображения важно в прикладном назначении кино-фото стереосъемок. Например, в технологических или дизайнерских проектах, когда стереомодель изображения должна служить точной копией объекта в измерительных целях.

В художественной практике мы чаще имеем дело с проекционным увеличением изображения на кинотеатральном экране, когда наблюдается не физическое, а психологическое тождество наблюдаемого изображения с реальным объектом. Перспективной характеристикой стереоскопического изображения является коэффициент передачи глубины Ѳ, который описывает степень стереоскопической выраженности (подобно цветовой насыщенности) трехмерного изображения. Величина Ѳ зависит от соотношения положения зрителя относительно расстояния до экрана (Lзр) и дистанции рампы (Lс).

(10)

Один и тот же масштаб изображения объекта М мы можем получить при различном фокусном расстоянии, меняя дистанцию съемки до объекта L c. В различных случаях мы будем иметь разную глубину, которая будет характеризоваться определенной степенью сжатия (Lзр<Lc) или растяжения (Lзр>Lc). Поэтому к подбору фокусного расстояния объектива следует относится с учетом его влияния на пространственную передачу объекта. Чем ближе мы находимся к объекту съемки, тем выше стереоскопическая выраженность данного объекта.

Положение зрителя L зр относительно экрана зависит от размера проекционного изображения. Чем больше экран, тем дальше от него расположен зритель. Увеличение проекционного размера экрана приводит к увеличению Ѳ - глубине воспринимаемого изображения.

Величина базиса съемки так же влияет на стереоскопическую выраженность пространственной композиции. Но при выборе базиса съемки мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией. Как видно из формулы (6) с увеличением базиса съемки увеличивается основная дистанция рампа, и мы вынуждены отойти от объекта, что ведет к снижению величины Ѳ. Но чем больше величина съемочного базиса, тем больше диспаратность изображений ракурсов и эффективнее задействованы бинокулярные факторы на дальних участках композиции кадра. Поэтому увеличивать съемочный базис необходимо при съемке дальних, ландшафтных планов без близко расположенных переднеплановых объектов.

Чем больше базис съемки, тем меньше глубина комфортно наблюдаемого пространства. При съемке протяженных композиций с близкорасположенным передним планом, на первый взгляд, простым решением является уменьшение значения базиса съемки, к чему часто прибегают в зарубежной школе стереографии. Такое решение позволяет приблизится к объекту и вести съемку в пропорционально-пространственных соотношениях без ограничения дальности фонов. Но, уменьшение базиса съемки ведет к уменьшению стереоскопической выраженности изображения. Нельзя регулировать глубину комфортно-наблюдаемого пространства изменением величины базиса съемки так, как диафрагмой мы регулируем глубину резкости.

Величину базиса съемки следует определять исходя из масштаба изображения объекта, а не произвольно заданной глубины комфортно воспринимаемого пространства. При построении пространственной композиции следует понимать, что ограничения по диапазону комфортно наблюдаемого пространства являются не недостатками оптической системы стереосъемки, а диктуются физиологией стереоскопического наблюдения, способностью единовременного восприятия разно удаленных объектов в определенном диапазоне.

Оператор сталкивается с трудностями, накладываемыми ограничениями комфортно воспроизводимого пространства, когда он слепо переносит в стереосъемку приемы плоскостной композиции традиционного кино с резко выдвинутым передним планом на бесконечно удаленных фонах. К сожалению, современные тенденции в стереокино, свидетельствуют о недопонимании влияния базиса съемки на оптическую передачу пространственной композиции. Этому способствовало массовое появление стереосистем на полупрозрачных зеркалах, позволяющих уменьшать базис съемки до бесконечно малых величин, вплоть до нуля. Работая в такой системе, операторы, не желая вникать в особенности восприятия пространственной композиции в стереокино, продолжают оперировать всего лишь картиной плоскостью кадра, оставляя стереографу неблагодарную работу подтирать за ними ошибки по нарушению глубины комфортно наблюдаемого пространства. А возможно это бывает только путем занижения величины базиса съемки, которая к тому же, часто бывает переменной на протяжении одного съемочного плана. Это так же недопустимо, как если бы, из-за неграмотного распределения баланса яркостей в сцене, оператор постоянно занижал бы гамму изображения или цветовую насыщенность вплоть до монохромности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: