Характер движения, движущие силы

Политическая позиция казахских демократов.

В Степи, по определению местной царской администрации, образовались две партии: одна — не желающая дать рабочих, другая — согласная выполнить приказ. На стороне царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация — волостные управители, аульные старшины.

Казахская либерально-демократическая интеллигенция во главе с А. Бокейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым придерживалась другой позиции. Они считали, что казахи — подданные российского государства, сыны своей родины.

"Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к "черной" работе считаем унизительным", — писал А. Байтурсьшов.

Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов в своем обращении выдвинули следующие альтернативы: "Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие".

Руководители движения предлагали отсрочить мобилизацию, провести ее после соответствующих подготовительных работ. Была надежда, что в случае победы в войне появится возможность облегчить жизнь народа, создать национальную автономию. Они опасались, что безоружный народ практически станет жертвой репрессий со стороны царизма. "Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь", — писали они в воззваниях в октябре 1916 г. Лидеры казахской либерально-демократической интеллигенции придерживались тактики разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею сохранения Турар Рыскулов народа, его этнической целостности. Последовавшая кровавая расправа подтвердила обоснованность многих их опасений.

Революционно-демократическая интеллигенция — Т. Рыскулов, Т. Бокин, А. Майкотов, С. Сейфуллин, С. Мендешев, Б. Алманов, А. Джангильдин и многие другие выступили против выполнения Указа царя..

Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. Оно поднималось стихийно и было неоднородным. Главной движущей силой стали народные массы – шаруа.

Движение имело широкую социальную основу. Идея национальной независимости, ставшая общенародной, объединила воедино различные слои населения казахских шаруа, рабочих, нарождающуюся национальную буржуазию, конкурировавшую с русским и иностранным капиталом, традиционную знать Степи, стремившуюся сохранить феодальные отношения. В тех районах, где восставали целые аулы, волости, уезды и уходили в глубь степи, забирая с собою все имущество и скот, вынуждены были присоединиться к восставшим и баи. На стороне восставших оказались и другие "инородцы" — дунгане, уйгуры, узбеки, киргизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: