Основные приемы работы с теоретико-литературными понятиями

По мнению Лейдермана Н.Л., теория должна быть «спрятана» в методике, освоение школьником художественных законов должно идти скрыто, имплицитно – через практическое овладение способами анализа литературного произведения».

Например, ключевое понятие

Художественная речь (язык художественной литературы)

Художественная лексика -тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении); -группы слов определенного происхождения и сферы употребления Синтаксические фигуры -повтор -параллелизм -антитеза -инверсия -риторические вопросы, обращения, восклицания Эвфония (особенности звучания) -благозвучие -ритм -рифма -анафора -эпифора -аллитерация -ассонанс -диссонанс -звуковые повторы

В свою очередь, тропы делятся на:

1) простейшие

-сравнение

-эпитет

-оксюморон

2)развернутые

-метонимия

-метафора (ее разновидности олицетворение, овеществление)

-аллегория

-символ

-ирония

-гипербола

-литота

Рассмотрим основополагающие понятия теории литературы, заложенные в школьной программе. (Использована статья Лейдермана Наума Лазаревича «Изучение теории литературы в школе» – Литература в школе, №5, 2000).

В единой системе литературного образования школьников на старшие классы приходится изучение художественных произведений и творчества писателей как явлений истории литературы.

Методологической основой курса становится принцип историзма: то есть изучение художественных явлений в конкретных условиях зарождения и существования, в причинно-следственных связях, в развитии. Центральная проблема – Художник и Время. Эта проблема включает в себя три взаимосвязанных аспекта. 1) Один аспект – как время повлияло на творчество писателя, преломилось в созданном им шедевре. 2) Другой аспект – как писатель «овладел» своим временем, т.е. проник в суть главных противоречий эпохи, открыл новые человеческие типы, обогатил художественную культуру. 3) Третий аспект – как художник преодолел власть своего времени. Т.е., постигая свою эпоху, открыл те истины о человеке и мире, которые имеют надвременной, всеобщий характер, - ведь именно этот «избыток Вечности» и делает произведение шедевром, возводит его в раздел классики.

Для того чтобы ученики осмыслили литературу 18-20 в.в. (а это триста лет), не учитывая «Слова о полку Игореве», необходимо ввести понятие о диахронных системах, таких, как культурная эра, художественная эпоха, этап литературного развития, историко-литературный период; и синхронных, таких, как тип культуры, литературное направление, художественное течение, идейно-эстетический поток, жанровые и стилевые тенденции.

Новое время как культурная эра, начавшаяся на рубеже 17-18 в.в. и продолжавшаяся до конца 19в., включает в себя три крупные эпохи художественного развития, называемые по господствующим в них направлениям (эпохи классицизма, романтизма, реализма). Определяющей основой всех трех ведущих литературных направлений Нового времени является представление о мире как о Космосе, имеющем смысл и благоприятном для духовного существования человека.

Опорные понятия в старших классах – «эпоха художественного развития» и «литературное направление». И одна из первостепенных задач, встающих перед нами, - создание на уроке образа эпохи. Быт и нравы, духовная атмосфера, культурные традиции – все это должно предстать в панораме из конкретных фактов, картин, портретов, документов, дневников, цитат из художественных произведений. И биография писателя должна быть «вписана» в эту панораму, в историко-литературном курсе писатель нас интересует не как частное лицо, а как творческая индивидуальность, как создатель новых художественных миров (эти миры рождаются по законам метода, стиля и жанра).

Понятие о литературном направлении дает возможность представить художественное своеобразие эпохи литературного развития целостно, как некое художественное единство, функция которого состоит в эстетическом освоении рожденной эпохой новой концепции личности и нового типа конфликта между этой личностью и миром.

Мы говорим о концепции человека разумного – в классицизме, человека чувствительного – в романтизме, человека социального – в реализме. И основной тип конфликта соответственно выделяем: в классицизме – конфликт между долгом и чувством, в романтизме – между идеалом и действительностью, в реализме – между характером и обстоятельствами. Характеристика творчества писателя и его произведений в свете законов метода, стиля и жанра дает возможность соотнести творческую индивидуальность писателя и неповторимый мир его произведения с общими тенденциями литературного процесса, которые получают выражение в облике литературных направлений и течений.

Понятие творческий метод

Лучше всего введение этого понятия было бы начинать уже при изучении древнерусской литературы с понятия о художественном каноне. Под каноном имеется в виду некая идеальная модель (норма) художественного произведения, воплощающая в себе заданную самим Богом истину жизни. Каноническая норма осуществляется в жанровой конструкции и стилевой системе произведения. В свете канона удастся раскрыть своеобразие «Слова о полку Игореве» (сочетание канонов плача и славы), и «Поучений», и «Житий», и «Проповедей». А от понятия канона методически сподручно переходить к классицизму, который тоже представляет собой нормативную систему.

Для усвоения понятия «творческий метод» целесообразно выводить на эксплицитный уровень отдельные его принципы – по мере изучения произведений: например, при изучении классических произведений можно привлечь особое внимание к принципу художественного обобщения, характерному для этого метода (воплощение в индивидуальном образе идеи явления – отсюда «говорящие имена», тенденция к аллегоризму, герои как «рупоры идей»: на примере, допустим, фонвизинского «Недоросля»); при изучении романтических произведений можно сделать акцент на принципе эстетической оценки (здесь это противопоставление высоко духовного идеала низкой действительности: например, при анализе поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»), а при изучении реалистических произведений особое внимание уделить принципу творческого претворения (взаимосвязь типических характеров и типических обстоятельств – при анализе первых реалистических произведений: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени»). При этом важно показать ученикам, что и художественный канон древнерусской литературы, и эстетические принципы классицизма, романтизма и реализма ориентированы на эстетическое освоение мира как Космоса, т.е. «образ мира, в слове явленный», предстает как внутренне целостная и целесообразная (управляемая то ли Божественным промыслом, то ли Мировым Разумом, то ли законами природы) действительность, в которой человек может обрести счастье бытия, а все конфликты происходят от расхождения между деяниями людей и высшими законами бытия. (Такие художественные системы мы называем классическими).

Логика литературного образования в 11 классе

Именно ХХ век отмечен рождением и расцветом нового типа культуры, который, в отличие от классического, исходит из представлений о мире не как о Космосе, а как о Хаосе, враждебном человеку, где личность не может обрести себя и найти гармонию с действительностью. Этот неклассический тип культуры стали называть модернизмом. Однако не следует полагать, что ХХ век – это только век господства модернизма, утверждать, что все, не совпадающее с модернистской парадигмой, творчески ущербно или несвоевременно. (В литературе ХХ века мы находим и реалистическую традицию, и романтическую, и просветительскую – М.Пришвин, «Перед восходом солнца» М.Зощенко, документально-публицистические произведения Д.Гранина, О.Волкова, С.Алексиевич).

Главной, стержневой осью, определяющей динамику литературного процесса ХХ века, является почти постоянное взаимодействие между модернистскими и классическими системами – полемическое отталкивание, невольные заимствования, взаимопроникновения, наконец, синтез («сплавы» модернистских и классических структур).

Произведения, созданные на основе классических структур, ученики обучены анализировать. С модернистскими текстами дело обстоит сложнее. Школьников надо учить восприятию художественных систем модернистского типа (хотя бы только символизма, экспрессионизма, постмодернизма). Как же раскрыть их своеобразие? Это можно сделать прежде всего путем анализа поэтики, в которой эта стратегия эстетических отношений с миром «овнешнена», запечатлена в тексте.

В символизме, например, показать в самом лирическом конфликте стремление путем преодоления материальности мира вырваться из силового поля Хаоса и устремиться «за пределы предельного, к безднам светлой безбрежности» (К.Бальмонт). Но при этом следует подчеркнуть, что высокий духовный идеал у символиста недостижим, самое стремление к нему есть вечная боль и вечно возвышающее состояние личности (Н.Минский: «Вражда к тому, что есть,/ Предчувствий робкий свет/ И жажда жгучая святынь, которых нет, - /Одно лишь это чуждо тленья»). Раскрыть своеобразие символистского мировидения можно в следующих принципах поэтики: 1) преображение романтической бинарности при конструировании образа мира (антитеза идеального и реального «полюсов») в тотальное неприятие «реальности, данной в ощущениях», и противопоставление ей в качестве подлинно сущей субстанции незримого, постижимого непосредственно мира (В.Соловьев: «Милый друг, иль ты не видишь,/ Что все виденное нами - / Только отблеск, только тени/ От незримого очами»). 2) «Дематериализация» предметного мира, перевод его в условно-фантасмагорический план (А.Блок: «Вхожу я в темные храмы»: перевод растительного и животного орнамента на церковных карнизах в «улыбки, сказки и сны»). 3) Разработка теории и практики символа как специфического образа, суть которого состоит в несущественности переднего, предметного слоя, за которым скрывается иная, уходящая в бесконечность многослойность его семантических ресурсов (Прекрасная Дама в цикле Блока как символистский образ, в котором непосредственное изображение заменено набором имен-называний, знаками ее приближения, мистическими предзнаменованиями).

При изучении экспрессионистских произведений целесообразно сосредоточиться на эстетическом пафосе – на сознании тотальной «чужести» человека и мира, - выражающемся в чувстве ужаса перед всесилием Хаоса: здесь и фантасмагория безумного сознания в «Красном смехе» Л.Андреева, и гротескно-гиперболический образ «адища города» у Маяковского, и интегральные обарзы обичания в рассказах Замятина периода гражданской войны («Пещера», «Дракон»), и изощренно-интеллектуальные образы-синекдохи в новеллах С.Кржижановского («Странствующее «странно», «Собиратель щелей», «Клуб убийц буквы»).

При изучении русской литературы ХХ в. невозможно игнорировать социалистический реализм (30-60 г.г.).

Соцреализм в огромной степени рожден такой тенденцией ХХв., как «восстание масс». Масса потребовала искусства на доступном ей языке, без модернистских сложностей. При этом структура соцреалистического метода вновь моделирует Космос: он конструируется по типу государства, его движущие пружины – классовые антагонизмы и идеологические размежевания, в нем есть положительный герой (как правило, революционер, коммунист) – самое наглядное воплощение эстетического идеала.

Но, несомненно, соцреалистическая парадигма ущербна.

1. Она сводит личность к социальной функции, а горизонты эстетического идеала ограничивает миром сугубо социальных ценностей, возводя обезличивание человека в массе в степень героической самоотверженности.

2. Эстетическая программа соцреализма возвращала художественное сознание к нормативному, фактически пресекая какое-либо сопротивление внехудожественной (несемиотизированной) реальности диктату заранее заданных идеологических ориентиров.

А.Д.Синявский писал о соцреализме: «Это не классицизм и не оеализм. Это полуклассическое полуискусство не слишком реалистического совсем не реализма», добавляя, что соцреализм «топчется на месте между недостаточным реализмом и недостаточным классицизмом».

По утверждению Лейдермана, соцреалистическая парадигма оказывается творчески продуктивной только в самых крайних исторических ситуациях, подобных Отечественной войне, когда на карту поставлено все – быть или не быть государству, народу, национальной культуре. Именно в таких ситуациях снимается противоречие между личностью и обществом, в ходе решения которого обычно и проступала антигуманность соцреалистической концепции, требовавшей от человека полного самоотречения во имя общего.

Постмодернизм (70-80-е г.г.)

Рождение и развитие этой художественной тенденции в русской литературе было в огромной мере вызвано отталкиванием от соцреалистического канона, едкой полемикой с тоталитарным мышлением. Опровергая и разрушая директивный Космос соцреализма, постмодернизм открывает мир как тотальный Хаос. Постмодернизм – это распространение Хаоса на все человеческие ценности, их дискредитация. Но, в отличие от ранее известных форм модернизма (символизма, экспрессионизма), постмодернизм не отталкивает его, не столбенеет в ужасе перед Хаосом, а по-своему упивается им (пафос «мира во время чумы»). Постмодернизм – это попытка существовать по правилам, диктуемым Хаосом. Исследователи этого феномена показали, что в постмодернизме объективная реальность исчезает, принцип претворения обозначают формулой «мир как текст», т.е. объективная реальность замещается художественными и культурными фантомами (симулякрами), которые сами себя дискредитируют.

Школьникам можно дать почувствовать это явление через изучение рассказа Виктора Ерофеева «Попугайчик», избрав в качестве основной линии анализа наблюдение над интертекстуальными перекличками и иллюзиями. Ибо в этом рассказе именно из фарсового винегрета жаргонных и профессиональных речений заплечных дел мастеров от времен Ивана Грозного до времен Берии возникает чудовищный образ всесильной и тупой власти, которая уничтожает все нестандартное, ненормативное, живое, трепетное. Можно также привлечь гротескно- пародийные стихи Д.А.Пирогова и Т.Кибирова, рассказы В.Пьецуха и Е.Попова.

Следствием взаимодействия модернистских и классических художественных систем, «на стыке» между ними уже в 30-е годы зародилась новая художественная парадигма, которую условно можно назвать постреализмом (Лейдерман). Это такая система эстетических отношений с действительностью, в которой человек, осознавая свою обреченность жить в окружении Хаоса, вступает на равных в диалог с ним – противопоставляя бессмыслице свою, идущую из глубины личности волю к смыслу. Постреализм – можно сказать – это поиск законов саморегуляции Хаоса. Такой подход к действительности свойствен и шедеврам А.Платонова («Чевенгур», «Котлован»), «Мастеру и Маргарите» Булгакова, и «Реквиему» Ахматовой, и «Доктору Живаго» Пастернака.

Но все время мы обнаруживаем в разных течениях модернизма разные подходы к эстетическому освоению мира как Хаоса: вырваться из его объятий (символизм); выразить ужас перед ним (экспрессионизм); увидеть бессмыслицу в Хаосе (театр абсурда, обэриуты); принять Хаос, пойти с ним на компромисс (постмодернизм); вступить в спор с Хаосом, противопоставить ему волю человека к смыслу (постреализм).

Постепенно из освоения отдельных принципов разных творческих методов у учеников сложится общее представление о методе как о художественной системе. Одновременно обнаруживаются связи между жанровыми и стилевыми свойствами произведения, характеризующие его внутреннюю организацию, и «методными» принципами.

В процессе освоения старшеклассниками теоретических знаний о закономерностях исторического развития литературы происходит совершенствование навыков анализа произведений в родовом аспекте – через изучение ранее не известных ученикам особенностей поэтики эпоса, лирики, драмы. Только теперь они включены в цепь причин и следствий литературного процесса.

Теоретико-исторические знания должны очень дозировано, постепенно вводиться в круг осознанного освоения учениками; сначала в виде представлений, затем через понятия и уже далее закрепляться в терминах и определениях.

1. Изучение словарной статьи в учебнике, конспектирование.

2. Знакомство с дополнительными источниками, сопоставление определений одного понятия

3. Ведение собственного словарика теоретико-литературных терминов.

4. Составление схем и таблиц, отражающих сущность понятия и др.

Обратимся к приемам работы по развитию речи учащихся с учетом специфики формирования теоретико-литературных понятий на занятиях в старших классах, предложенных профессором Леоновым С.А.

1) Составление словаря.

С.А.Леонов замечает, что пассивная запись толкования терминов малоэффективна. Большей результативности в усвоении и активизации в речи школьников теоретико-литературной терминологии можно достичь путем стимулирования конструктивной творческой деятельности. Ею становится сначала совместная – учителя и школьников, а впоследствии и полностью самостоятельная для ученика работа по созданию речевых произведений теоретико-литературного характера. Их назначение – формировать умение использовать сведения по теории литературы в самостоятельной работе с художественным текстом, а также способствовать свободному владению школьниками данной терминологией на уровне функционирования в связной речи, в свободной коммуникации.

Ведение словаря не алфавитным, а тематическим способом, при котором теоретико-литературные понятия группируются вокруг одной, стержневой, литературоведческой проблемы, например, метода, рода, жанра, что в значительной степени поможет школьникам определить, выполняя то или иное задание по тексту, основные критерии его разбора.

Например, под рубрикой «Роды и жанры литературы» объединяются следующие понятия. Эпос: сказка, басня, рассказ, новелла, повесть, роман-эпопея. Лирика: стихотворения, ода, элегия, эпитафия, эпиграмма, мадригал, стансы и др. Драма: драма, трагедия, комедия. Здесь же могут быть записаны и термины, употребляемые при анализе родовой и жанровой специфики литературных произведений, например, афиша, ремарка, мизансцена, конфликт, внутреннее и внешнее действие, подтекст. Может быть принят и другой способ, когда последние понятия относятся к рубрике «художественная деталь» или «анализ драматического произведения». Словом, возможны варианты.

Другой пример. В разделе словаря под заголовком «Лирика» сгруппированы понятия, связанные с особенностями лирики как рода литературы, накопленные в течение нескольких лет, (определение лирики, этимология слова, признаки лирики как литературного рода, понятие «лирический герой», тематическая и жанровая классификация лирических произведений, учащиеся пишут словарные статьи об оде, элегии, сатире, стансах…приводятся примеры и схемы основных стихотворных размеров). Раздел завершается памяткой «Требования к анализу лирического стихотворения».

2) Подготовка связных речевых высказываний разных жанров

а)словарная статья. Статья в учебном словаре учащихся – одна из разновидностей литературоведческих высказываний, создание которой требует специальных знаний и умений.

От учащихся не нужно требовать этой работы на профессиональном уровне: важно научить их самостоятельно получать, осмысливать и аргументированно излагать в связной речи научную информацию, использовать освоенную терминологию в собственных высказываниях.

Словарная статья обладает определенными особенностями. В нее, как правило, входят сведения по этимологии термина, определение теоретико-литературного понятия, его более или менее развернутое толкование, указание на наличие определенного явления в том или ином произведении, а также примеры объяснения художественных явлений с помощью разных теоретических понятий.

Образцы словарных статей для школьников: «Литература. Справочные материалы» под ред.С.В.Тураева (М.,1988); «Словарь юного литературоведа».

Однако каждому ученику будет целесообразно не переписывать в тетрадь уже кем-то сформулированное определение понятия, а найти, предварительно познакомившись с несколькими, представленными в разных словарях и сопоставив их, собственное, обратиться к другим примерам из художественных произведений, сделать определение и толкование более доступным и близким, отвечающим его литературно-творческим интересам. Подготовленная таким образом статья станет индивидуальным письменным высказыванием, в процессе создания которого в собственную речь школьника будут органически входить новые слова и словосочетания научного стиля, взятые из литературоведческих словарей. Статья может создаваться под руководством учителя или самостоятельно, при введении понятия или обобщения его. Над ней можно работать поэтапно: первоначальное определение даст учитель, оно будет записано в рабочую тетрадь, затем в результате домашней работы (сопоставление определений, привлечение комментариев, подбор примеров) будет составлен текст статьи. На таких уроках преподаватель учит школьников создавать не одинаковые, а сугубо индивидуальные высказывания на литературоведческие темы.

Фрагмент урока: составление словарной статьи, учащиеся пользуются двумя справочными изданиями. Н.А.Некрасов «Элегия».

Перед текстуальным изучением стихотворения учитель предлагает уяснить значение этого слова по справочной литературе.

1.Прочитайте статьи, помещенные в двух словарях, которые раскрывают понятие элегии. Попытайтесь сами сформулировать определение элегии. Оно должно отразить главные, существенные черты этого лирического жанра; изложите его в доступной для Ваших одноклассников форме.

2.Дайте краткое толкование предложенного Вами определения. Какие темы и мотивы обычно преобладают в элегиях?

3.Назовите известных Вам поэтов, создававших элегии. Вспомните название этих стихотворений.

4.Какие особенности элегии как лирического жанра Вы находите в прочитанном стихотворении Н.А.Некрасова? (Совершенствование методической подготовки учителя литературы в педагогическом вузе), М., Прометей, 1992, с.43).

Ориентируясь на эти вопросы и задания, учащиеся создают первоначальный вариант статьи. Несколько работ обсуждаются в классе с точки зрения как содержания, так и формы.

Особое внимание обращается на правильность использования речевых конструкций, включающих в себя терминологию. Учитывая сделанные замечания, школьники осуществляют домашнюю доработку статей, дополняя их материал анализом особенностей элегического жанра других поэтических произведений, им известных. Словарная статья школьника явится творческим речевым произведением на литературоведческую тему. Должна быть установка на самостоятельный подбор примеров, а не выписывание их из словарей.

б)работа с текстом-образцом, им может стать статья учебника по литературе, фрагменты из литературно-критических и литературоведческих работ.

Пересказ статьи учебника по теории литературы носит механистический характер. Лучше выделить в анализе статьи ряд этапов, предусматривающих вычленение и формулировку ведущих положений, возможность прокомментировать их как за счет материала, предложенного в статье, так и самостоятельно подобранного на основе знакомства с литературными произведениями или явлениями других видов искусства.

На втором этапе терминология включается в связные высказывания и становится инструментом разбора данного произведения.

На заключительном этапе учащиеся выступают с развернутым связным текстом на заданную тему, включающим в себя как компоненты изученной теоретической статьи, так и материал, полученный в результате самостоятельного исследования художественных произведений.

3) ролевая игра – «литературоведческий брифинг»

Значение: 1)повысить заинтересованность старшеклассников в овладении знаниями и умениями по теории литературы, что углубляет процесс восприятия художественного произведения. 2)создать условия, стимулирующие использование соответствующего словаря и речевых конструкций как в заранее подготовленных связных устных высказываниях научного литературоведческого характера, так и в процессе непосредственного общения школьников, общения на интеллектуальном, приближающемся к профессиональному уровне.

Названием «литературоведческий брифинг» (а не литературный) подчеркивается необходимость раскрытия научных, теоретических проблем, связанных с литературными направлениями и течениями, творчеством писателя, отдельными произведениями, например, проблемы метода и художественного стиля писателя, жанра, соотношения исторической правды и художественного вымысла и т.д., особенно когда материал носит дискуссионный характер и участникам ролевой игры важно узнать личную позицию выступающих на брифинге.

Ролевая игра требует определения основных функций ее участников. Главная фигура – литературовед, делающий краткое сообщение и отвечающий на вопросы, которые задают корреспонденты научного литературоведческого журнала, литературной газеты, готовящие по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т.д.).

Тематика: «Рассказ и новелла в русской литературе 19 века»; «Символ и его роль в романтической и реалистической литературе»; «особенности романа-антиутопии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: