Лекция №5. Формирование теоретико-литературных понятий

Формирование теоретико-литературных понятий

Понятие – сложная философская категория. Это знание существенных сторон, свойств предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними.

Надо отметить, что формирование теоретико-литературных понятий – серьезная проблема для современной школы. Часть учащихся, оканчивая школу, остается на уровне донаучных представлений в определении основополагающих понятий. (Например, романтизм – это то, чего не бывает, как в сказке: Данко вырывает сердце. Типическое – то, чего много. Коробочка, Плюшкин – типические персонажи, а Онегин нет: он один). У большинства отсутствует система в классификации понятий (затрудняются в определении родо-видовых понятий – эпитет соотносят с понятием «композиция»). Причина заключается в том, что в большинстве случаев вопросы теории литературы изучаются формально, в лучшем случае требуется умение найти в тексте определяемое понятие (эпитет, метафору…), указать черты, например, романтизма и выявить их наличие в разбираемом произведении.

В современных программах по литературе предусмотрены при изучении теории литературы определенные этапы формирования понятий. Это следующие этапы:

1. Наблюдение за проявлением понятия.

2. Вычленение существенных признаков понятия на основе сопоставления, сравнения фактов, наблюдаемых предметов и явлений.

3. Определение понятия, синтезирование признаков в определение понятия.

4. Углубление и обогащение признаков понятия.

5. Включение понятия в систему других понятий.

6. Применение понятия для решения учебно-познавательных задач.

7. Перенос знаний о понятии в смежные предметы.

Пункты 1-3 в основном реализуются в среднем звене школы, пункты 4-7 являются предметом рассмотрения в старшем звене.

Например, в 6 классе необходимо изучить теоретико-литературное понятие миф, установить отличие мифа от сказки. С жанровыми разновидностями сказок, народных и литературных, школьники знакомились в 5 классе. Они наблюдали за этим понятием. Узнали, что сказка – это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории, относится к одному из трех родов литературы -–эпосу (мы учитываем в данном случае только фольклор), устной народной прозе. Сказки бывают волшебные, о животных, новеллистические (сатирико-бытовые или социально-бытовые), сказки имеют свои композиционные и стилистические особенности. Ученики узнали также, что бывают сказки народные и литературные. Наблюдение за понятием, вычленение существенных признаков его и определение происходит с помощью текстов произведений, учебников, справочников по теории литературы. В 6 классе учитель может опереться на уже имеющиеся у школьников знания, чтобы установить отличия мифа от сказки. Одно из наилучших средств – составление таблицы, схемы.

«Они (таблицы, схемы) систематизируют знания, обобщают накопленные факты, формируют представление об историко-литературном процессе, существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий; способствуют быстрому запоминанию материала, дисциплинируют мышление» (М.Мещерякова).

Сказка отличия Миф
Повествует об обычных людях («благородного» или «низкого» происхождения) Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной) Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое Сказка рассказывается сказителем слушателям Общедоступна Повествует о деяниях богов и героев Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства; передает миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания)

В методике преподавания литературы существуют два пути изучения теоретико-литературных понятий:

1. Сопутствующее. Теоретико-литературные понятия изучаются в связи с изучением конкретных художественных текстов (характерно для программы под ред. Т.Ф.Курдюмовой).

2. Концентрическое (гнездовое). На каждом этапе литературного образования расширяется представление о теоретико-литературном понятии, устанавливаются его взаимосвязи с другими, типологически близкими понятиями (характерно для программы с углубленным изучением литературы под ред.А.Г.Кутузова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: