Конспект лекций 21 страница

Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам).

Организации работы по рассмотрению обращений посвящена статья 6 Закона.

Руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений в соответствии с требованиями настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.

Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители государственных органов, иных организаций.

Ведение делопроизводства по обращениям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Требования, предъявляемые к письменным обращениям содержатся в статье 7 Закона.

Письменное обращение должно содержать:

наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан в случаях, предусмотренных частью второй статьи 4 настоящего Закона (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).

К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном настоящим Законом.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска срока, установленного частью второй настоящей статьи. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

В случае, если срок, указанный в части второй настоящей статьи, пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом (ст.8 Закона).

Письменные обращения, направленные в государственные органы, иные организации (должностным лицам) с соблюдением требований настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан, подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц).

Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в частях первой и второй статьи 10 настоящего Закона.

В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с абзацем третьим статьи 14 настоящего Закона должностное лицо государственного органа, иной организации, рассматривающее такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан (ст.9 Закона).

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

Срок рассмотрения обращений, указанный в части первой настоящей статьи, при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.

Сроки рассмотрения обращений, указанные в части четвертой статьи 7, части третьей статьи 8 и части второй статьи 9 настоящего Закона, исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях (ст.10 Закона).

В государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.

Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций, в порядке, установленном настоящим Законом.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (ст. 11 Закона).

Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном настоящим Законом. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители государственных органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица (ст. 12 Закона).

Обращения, направленные в средства массовой информации Республики Беларусь, подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Беларусь о средствах массовой информации (ст. 13 Закона).

Права граждан при рассмотрении обращений закреплены в ст. 14 Закона.

При рассмотрении обращений граждане имеют право:

знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;

отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные организации (должностным лицам);

обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Статья 15 Закона содержит перечень обязанностей должностных лиц государственных органов, иных организаций при рассмотрении обращений.

Должностные лица государственных органов, иных организаций при рассмотрении обращения обязаны:

соблюдать требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан;

принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

принимать законные и обоснованные решения;

письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;

разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан;

решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

За нарушение законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан должностные лица государственных органов, иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 16 Закона).

Государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы.

Расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан в судебном порядке (ст. 17 Закона).

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Наряду с гражданами Республики Беларусь на территории республики проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Они также могут быть субъектами административно-правовых отношений.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства закреплен в ст. 11 Конституции, в которой установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Таким образом, данные конституционные положения и нормы и соответствующие международно-правовые акты являются одновременно юридической базой для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Помимо Конституции Республики Беларусь в республике действует Закон от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (изменения и дополнения: Закон от 4 января 2003 г.); Закон Республики Беларусь от 2 июня 1993 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (изменения и дополнения: Закон от 24 июля 2002 г.); а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2002 г. № 949).

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства (ст. 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства республики. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц (ст. 3 указанного Закона).

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны выполнять Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь (ст. 5 Закона).

Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно (ст. 6 Закона).

Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:

1) находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;

2) заключили брак с гражданином Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства и в других предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях.

Вид на жительство в Республике Беларусь лицам, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, оформляется в порядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь (ст. 7 Закона).

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания (ст. 8 Закона).

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь закреплены в ст. ст. 9 - 18 Закона.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Республике Беларусь, в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы.

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.

Ограничения в перемещении и выборе места жительства допускаются только в установленном законодательством порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью - только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая права на социальное обеспечение.

Социально-экономические права иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, определяются действующим законодательством.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право вступать на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам и законодательству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют всеобщей воинской обязанности.

Порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь и порядок выезда указанных лиц из Республики Беларусь определяется ст. ст. 19 - 22 Закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии разрешения, выданного в установленном порядке.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:

1) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

2) в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;

З) если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства;

4) если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы;

5) если иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезжающие на территорию Республики Беларусь, не располагают средствами, необходимыми для покрытия расходов по своему пребыванию на территории Республики Беларусь и выезду за пределы Республики Беларусь. Размер средств, необходимых для оплаты указанных расходов, определяется Советом Министров Республики Беларусь;

6) если иностранный гражданин или лицо без гражданства включены в Список лиц, въезд которых на территорию Республики Беларусь запрещен или нежелателен. Правила включения иностранных граждан и лиц без гражданства в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, а также порядок ведения данного Списка определяются Советом Министров Республики Беларусь;

7) в других случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Право на выезд иностранных граждан либо лиц без гражданства из Республики Беларусь может быть ограничено в случаях:

1) если в отношении их возбуждено уголовное дело, - до завершения его рассмотрения тем органом, в производстве которого оно находится;

2) если они осуждены за совершенное преступление, - до окончания срока отбывания наказания или освобождения от отбывания наказания;

3) если они не выполнили имущественных обязательств перед Республикой Беларусь или имущественных обязательств, возникших из брачных и семейных отношений, а также иных имущественных обязательств, установленных вступившими в законную силу судебными решениями, - до исполнения обязательств;

4) если их выезд противоречит интересам национальной безопасности, - до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Право на выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь может быть ограничено и в других случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проезжающие через территорию Республики Беларусь транзитом, перемещаются в пограничный пункт выезда из Республики Беларусь по установленному маршруту в соответствии с Правилами транзитного проезда, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.

Такие лица могут останавливаться на территории Республики Беларусь при наличии разрешения, выдаваемого в установленном порядке.

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в разделе 4 Закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные и иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранным гражданам либо лицам без гражданства, нарушившим законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, может быть сокращен определенный им срок пребывания в Республике Беларусь.

Срок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь может быть сокращен также в случаях, если утратили силу основания для их дальнейшего нахождения в Республике Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь:

1) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

2) если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;

3) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности;

4) в других случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны покинуть Республику Беларусь в срок, указанный в решении о депортации, принятом в установленном порядке. Иностранные граждане или лица без гражданства, которые уклоняются от выезда либо в отношении которых имеются основания полагать, что они могут уклониться от выполнения решения о депортации, подлежат с санкции прокурора задержанию и депортации. Задержание допускается на срок, необходимый для депортации.

Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» гарантирует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами обеспечение права гражданина Республики Беларусь свободно покидать свою страну и возвращаться в нее; регулирует порядок оформления документов для выезда за границу и въезда в Республику Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: