Диаграммы Исикавы

Результат процесса зависит от многочисленных факторов, причём неко­торые из них могут влиять на другие, то есть быть связанными отношения­ми «причина – результат». Знание структуры этих отношений, то есть выяв­ление цепочки причин и результатов, позволяет успешно решать проблемы управления, в том числе и проблемы управления качеством. Для удобства анализа структуры причин и результатов используют диаграммы Исикавы ­диаграммы причин и результатов.

В области контроля качества диаграмма Исикавы- это диаграмма, ко­торая показывает отношение между показателем качества и воздействую­щими на него факторами.

Диаграмму причин и результатов иногда называют диаграммой «рыбий скелет» в силу ее специфического вида (см. рис. 4.12). Исследуя опреде­лённый показатель качества, стремятся сформулировать главные причины, влияющие на этот показатель. Затем выделяют вторичные факторы, влияющие на главные причины, а также более мелкие причины, воздейст­вующие на вторичные факторы, и т.д. Таким образом, для составления диаграммы Исикавы надо проранжировать факторы по их значимости и ус­тановить структуру взаимовлияний. ­

Диаграмма причин и результатов графически отображает установлен­ные связи следующим образом: посередине листа проводится горизонталь­ная прямая «хребет», оканчивающаяся прямоугольником, в котором ука­зан рассматриваемый показатель качества. Главные причины, влияющие на данный показатель, записываются выше и ниже прямой и соединяются с хребтом, стрелками Вторичные причины записываются между прямой и со­ответствующей главной причиной и соединяют с этой причиной стрелками. Затем на диаграмме показывают факторы, влияющие на вторичные причи­ны и т. д. Чтобы диаграмма была пригоднадля дальнейшего - использова­ния, на ней необходимо указать всю сопутствующую информацию (назва­ние, наименование изделия, процесса или группы процессов, участников процесса и т. п.).

После того, как все факторы, влияющие на данный показатель качества, оказались отраженными на диаграмме, нетрудно установить степень их важности. Наиболее значимые причины, оказывающие самое сильное воздействие, следует отметить, с тем, чтобы именно им уделить наибольшее внимание при последующей работе.

Часто диаграммы Исикавы используют для систематизации списка при­чин. В этом случае при исследовании определенного показателя качества стараются найти максимальное число причин, влияющих на этот показа­тель, а уже затем располагают их в диаграмму причин - результатов, связы­вая все факторы в единую иерархическую структуру.

При построении диаграмм Исикавы важно как можно точнее сформули­ровать показатель, тогда диаграмма будет более конкретной. Чтобы силу связей причина - результат можно было оценить объективно, желательно формулировать показатель качества и влияющие на него факторы так, что­бы их можно было измерить, то есть оценить численно. В некоторых случа­ях для этого приходится вводить числовые параметры, характеризующие исследуемый показатель. Например, качество окраски будет характеризо­ваться количеством непрокрашеных мест, либо толщиной красочного, слоя, либо сорностью.

После выявления наиболее важных причин надо постараться найти те факторы, по которым можно принять меры. Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких действий, проблема неразрешима, и поэтому следует попытаться разбить ее на подпричины. Использование диаграммы помогает обнаружить элементы, которые нужно проверить, устранить или модифицировать, а также те элементы, которые надо добавить. Если стре­миться усовершенствовать диаграмму, то можно не только лучше разо­браться в исследуемом процессе, но и найти пути улучшения технологии изготовления изделия.

Чаще всего причинно-следственная диаграмма (ПСД) строится для отдельной пробле­мы (результата) (рис. 4.12, 4.13). Если выявлено много факторов, ПСД может быть детализирована для отдельных (главных) факторов (причин) (рис. 4.14).

Рисунок 4.12.Причинно-следственная диаграмма с разделением

причин по уровням

Рассмотрим методики построения указанных ПСД. Построение ПСД для проблемы. Детализация элементов ПСД.

1. Создается команда, уточняется формулировка проблемы. На большом лис­те справа посередине располагают название проблемы и рисуют стремящу­юся к ней стрелку (см. рис. 4.12).

2. Команда генерирует идеи о главных причинах проблемы (в нашем случае «неудовлетворенность потребителей») и наносят их на ПСД (см. рис. 4.13). Здесь можно использовать принципы 5М (для производства), 5Р (для сфе­ры услуг). Если речь идет о специфической проблеме, спе­циалисты с производственным персоналом должны выявить главные при­чины появления данной проблемы.

Рисунок 4.13.Причинно-следственная диаграмма для главных причин проблемы «потребители не удовлетворены»

3. Команда генерирует идеи о причинах первого уровня (непосредственно влия­ют на главную причину), второго уровня (непосредственно влияют на причину первого уровня) и т. д. для каждой главной причины. Эти причины могут нано­ситься на основную ПСД, как это показано на рисунке выше (см. рис. 4.14), или, если причин много и их формулировка сложна, для каждой главной причины может строиться своя ПСД (см. рис. 4.14). При высказывании идеи автор ука­зывает, к какому уровню можно отнести данную причину. Этот вопрос обсуж­дается в команде. В примере на рисунке ниже (см. рис. 4.14) выделено 4 уровня причин низкого качества услуг, предоставляемых потребителям.

Рисунок 4.14. Часть причинно-следственной диаграммы для одной

главной причины проблемы «потребители не удовлетворены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: