Проблемы качества в современной экономике

Наличие конкурентной среды в условиях ры­ночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества.

По методам осуще­ствления конкуренция делится на ценовую - вытеснение конкурентов путем снижения, сбива­ния цены, и неценовую - за ту же це­ну предлагается товар с более высокими качест­венными параметрами и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопро­вождением».

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разра­ботку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показате­лей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными ха­рактеристиками. Эти характеристики подтверждают­ся сертификатом соответствия на продукцию.

Мно­гие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, под­тверждающий соответствие продукции междуна­родным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качест­венного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

История многих зарубежных и отечественных компаний - яркое подтверждение этому. Но существует немало примеров, свиде­тельствующих о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, на­коплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому, важно обобщить основные по­ложения теории и практики в данной области.

В рыночной экономике производитель и по­требитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом вы­игрыше и максимизации потребительского эффек­та.

При этом потребитель имеет выбор между наи­лучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определя­ет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным же­ланием.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства товаров и услуг.

В области качества произошла подлинная ре­волюция. Именно с помощью современных мето­дов менеджмента качества многие известные зару­бежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов управ­ления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал.

Однако, повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством и эффективностью производ­ства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и уве­личению доли рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: