Составляющие традиционное ядро | Вновь вступившие с 2004г. | ||
Австрия | Болгария | ||
Бельгия | Ватикан | ||
Италия | Венгрия | ||
Великобритания | Кипр | ||
Германия | Латвия | ||
Греция | Литва | ||
Дания | Мальта | ||
Ирландия | Монако | ||
Испания | Польша | ||
Люксембург | Словакия | ||
Нидерланды | Сан–Марино | ||
Португалия | Чехия | ||
Финляндия | Эстония | ||
Франция | |||
Швеция |
Властными структурами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия европейских сообществ, Европейский парламент (утверждает бюджет), Суд Европейского сообщества.
Важной составляющей механизма интеграции выступает совместное проведение структурной политики – отраслевой и региональной. Наибольшие успехи достигнуты при проведении совместной аграрной политики. Аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу товаров с мирового аграрного рынка, который располагает избыточными ресурсами. Эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям работников других сфер экономики.
Совместная научно–техническая политика на начальных этапах ЕС была преимущественно направлена на развитие угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетики. С 80–х гг. были приняты три комплексные программы (1984–1987, 1989, 1995 по 2000 г.), которые были нацелены на поддержание и усиление конкурентоспособности европейской промышленности в области новейших технологий. С 1985 г. действует крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы –«Эврика», открытая и для фирм других стран.
Интеграционные процессы в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели. Длительное время интеграционные процессы протекали преимущественно на корпорационном и отраслевом уровне и не были связаны с межгосударственным регулированием, представляя свободный режим движения через американско–канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченную обратимость валют. Таким образом, решались ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно–правового оформления.
В настоящее время вся территория северной Америки охвачена Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА). Соглашение о свободной торговле предполагает постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчающие взаимные капиталовложения. Слабость «институционального начала» не является признаком незрелости интеграции. Она осуществляется здесь в виде заграничного производства американских ТНК, занимающего крупное место в воспроизводственных процессах Канады и Мексики.
Азиатско–Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) объединяет: Японию, Новую Зеландия и большинство стран Восточной и Юго–Восточной Азии (участников региональной группировки АСЕАН), а также Китай и Океанию. АТЕС как оформленная региональная группировка только складывается и состоит из разных блоков.
Модели североамериканской и азиатско–тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. В Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, это сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур. В моделях североамериканской и азиатско–тихоокеанской интеграционные процессы прочно охватывают микроуровень на основе деятельности ТНК.