Бюджетування діяльності суб'єктів господарювання

Раздел II

Тема 1: Учёт денежных средств в туристических организациях.

  1. Учёт кассовых операций
  2. Учёт денежных средств на счетах в банке в национальной валюте
  3. Учёт денежных средств на счетах в банке в иностранной валюте.
  4. Учёт обязательной продажи иностранной валюты.
  5. Учёт покупки иностранной валюты.

I

Состав денежных средств тур-ой организации включаются денежные средства в бел.руб. и иностранной валюте, хранящиеся в кассах организации и на счетах в банке.

Организация наличного и безналичного денежного оборота в РБ регулируется НацБанком РБ.

Порядок проведения учёта, оформления кассовых операций определён инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в бел.руб. на территории РБ.

В состав кассовых операций включают:

1. оформление кассовых документов

2. приём наличных денежных средств в кассу

3. выдача наличных из кассы ТО

4. ведение кассовых книг

5. соблюдение установленного порядка и сроки сдачи наличных денег

Организации имеют право хранить в кассе наличные денежные средства в пределах лимита, установленного банком (для каждой организации согласно заявке клиента банк устанавливает лимит остатка денежных средств в кассе).

В сумме, превышающей установленный лимит в кассе организации могут находится денежные средства для выплаты з/п в пределах 3 дней.

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несёт полную материальную ответственность за сохранность денежных средств (с кассиром в обязательном порядке заключается договор о финансовой ответственности).

Поступление денежных средств и выдача из кассы оформляется кассовыми орденами. При поступлении оформляется приходной кассовый орден ф.КО- 1; расходный кассовый орден КО-2.

Приходный и расходный кассовые ордена выписываются в бухгалтерии, подписываются главным бухгалтером и передаются для исполнения в кассу.

Движение средств ТО систематизируется в кассовой книге, ф.КО-4.

Для обеспечения правильности ведения учёта денежных средств и их сохранности, все страницы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Каждый лист кассовой книги состоит из 2 равных частей: 1 часть- первый экземпляр, 2 часть – отчёт кассира и остаётся в кассовой книге.

В кассовой книге все поступления и выдачи денежных средств регистрируются в хронологическом порядке. Кассир обязан делать записи в кассовой книге посн каждого приёме и выдаче денежных средств с указанием документа, на основании которого выполнена операция. По окончанию каждого дня кассир определяет итоги по приходу, расходу и остаток денежных средств в кассе.

Кассир представляет в бухгалтерию отчёт (отрывной лист кассовой книги) с приложенными всеми приходными и расходными документами. Полученный отчёт кассира в бухгалтерии подлежит проверке и обработке.

Для учёта движения денежных средств в кассе используется активный счёт 50. По дебету отражается поступление денежных средств в кассу, а по кредиту отражается выбытие денежных средств из кассы, сальдо можно быть только дебетовое.

Счёту 50 предусмотренным след-ие субсчета:

· 50-1 (50 субсчёт 1): касса организации

· 50-2: операционная касса

· 50-3: денежные документы

· 50-4: валютная касса

· 50-5: филиалы организации

Счёт 50 дебетуется на сумму денежных средств поступивших в кассу с кредитованием следующих счетов.

2) Поступление денежных средств в кассу за оказанные услуги, дебет 50, кредит 90, счёт 62 - расчёты с покупателями и заказчиками.

3) Возврат подотчётных сумм.

4) Выявленные излишки при инвентаризации подлежат оприходыванию. (92/1)

Расход денежных средств:

1) Сдача денежных средств для зачисления на расчётный счёт.(Инкассация выручки от реализации туристических услуг – кредит 50, дебит 57).

2) Выдача наличных денежных средств из кассы:

- на выплату з/п (Д-70,К-50)

- выплата премий (Д-92, К-50)

- выдача в подотчёт на командировочные расходы (Д-71, К-50)

5) Недостача выявлена (Д-94, К-50)

II

Для хранения денежных ср-в в банке открывается банковский счёт. Порядок открытия банковских счетов регулируется НацБанком РБ (см. Инструкцию №127 от 20.06.07)

Для открытия счёта банковского клиент предоставляет след-ие документы:

1. заявление на открытие БС

2. копия документа о гос-ой регистрации предприятия

3. устав юр.лица или учредительный договор

4. карточку с образцами подписей должностных лиц (имеющих право распоряжаться БС) и оттиски печатей

5. дубликат извещения о присвоении учётного номера плательщика

6. справка органов фонда соц-ой защиты населения о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов

7. документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на пр-ве и профессиональных заболеваний.

Документы, по открытию БС, проверяются банком, с клиентом заключается договор и открывается клиенту счёт, которому присваивается соответствующий номер.

Операции по открытому счёту проводятся на основании типовых документов, утверждённых НацБанком РБ. Документы по зачислению денег на сяёт явл-ся:

- платёжные поручения

- расчётные чеки

- объявления о взносе наличных денег

- препроводительная ведомости при сдаче денег через инкассацию.

Списание денег производится на основании:

- платёжных поручений

- требований

Банк, в котором обслуживается организация ежедневно или периодически сообщает клиентам о произведенных операциях путём выдачи выписки.

В выписке отражается:

- № банковского счёта

- дата

- остаток по счёту на начало периода

- код операции

- номер документа, по которому совершенна операция

- сумма по операции

Так как выписка явл-ся документом банка, зачисление на счёт денег в банке отражается по кредиту. Списание денег со счёта отражается по дебету.

- остаток на конец периода.

Конечный остаток по выписке: остаток на начало + оборот по кредиту счёта (зачисление денег на счёт)-оборот по дебету (списание).

Основные виды счётов:

- расчётный текущий счёт в нац-ой валюте

- специальные счета

Для учёта движения денежных средств на текущем расчётном счёте используется активный счёт 51. по дебету счёта 51 отражается поступление (зачисление) денежных средств, а по кредету – списание (перечисление д.с с расчётного счёта).

Основные хоз-ые операции по зачислению (поступлении) денежных средств на расчётный счёт:

  1. зачислены денежные средства из кассы организации (дебет счёта 51, кредит 50
  2. сдача денежных средств в банк через инкассатора

а) кредит счёта 50, дебет 57 – сдача инкассатору

Зачисление д/с на расчётный счёт

  1. зачисление денежных средств от покупателей и заказчиков в безналичном порядке (счёт 90/1, д -51, к-62)
  2. поступление д/с от разных дебиторов (д-51, к-76)
  3. поступление д/с от учредителей (д-51, к-75/1)
  4. поступление полученного кредита (д-51, к-66,67) и др.

Списание д/с с расчётного счёта отражается по кредету:

  1. погашение задолженности поставщикам, подрядчикам, разным юр или физ лицам (д-60, к-51)
  2. получение д/с в кассу на выплату з/п и для выдачи в подотчёт (д-51, к-50)
  3. перечисленные д/с на выплату з/п при перечислении на карт-счёт (д-50, к-51)
  4. перечисление д/с в бюджет:

- налог на прибыль

- подоходный налог

5. погашение задолженности органам соц-ого страхования (д-69, к-51)

6. перечисленные дивиденды учредителям (д-75/2, к-51) и др.

Для учёта д/с на других счетах в банке используется счёт 55,который наз-ся – специальные счета в банках. По своей структуре данный счёт активный. По дебету отражается зачисление денег, по кредету- списание.

К д/с хранящимся на спец-ых счетах относятся:

- аккредитивы

- чековые книжки

- депозитные счета в офиц. ден. ед

- депозитные счета в иностранной валюте

- банковские карты (пластиковые)

- счета для хранения купленной валюты

Пример: открыт аккредитив за счёт собственных средств (д-55, к-51). Аккредитив – счёт, кот-ый открывается по месту нахождения получателя д/с для расчёта с ним.

Открыт депозитный счёт (д-55, к-51).

III

Для проведения расчётов в иностранной валюте открывается счёт в иностранной валюте.

Для открытия валютного счёта надо предоставить (см. пред?)

Для соблюдения требований валютного контроля за движением ден-ых средств в иностранной валюте банк открывает след-ие виды счетов в ин-ой валюте:

- текущий

- транзитный валютный

- спец-ые счета

Транзитный валютный счёт открывается банком сам-но при 1-ом поступлении иностранной валюты туристической организацией.

К специальным счетам относятся депозитные счета, аккредитивы в иностранной валюте, специальный счёт для хранения купленной валюты.

Спец-ый счёт для хранения купленной валюты открывается в том банке, где открыт текущий счёт в иностранной валюте.

Совершаемые операции в выписках банка отражаются в 2х валютах: иностранная валюта и бел. руб,, пересчитанные по курсу на дату операции. На основании выписки банка приложенных первичных документов каждая операция отражает движение д/с в иностранной валюте на счетах БУ.

Операции:

- зачисление иностранной валюты на транзитный валютный счет от покупателей (д.52/1, к.62)

- (такая корреспонденция устанавливается в том случае, если учётной комиссией признание выручки отражается в момент оплаты

- с транзитного валютного счёта денежные средства подлежат списанию в размере 30% для обяз-ой продажи

Т.к. валютный курс подлежит изменению, то необходимо производить оценку дс в иностранной валюте:

- при ↑ курса необходимо отражать в учёте дооценку (Д-52/1,2; К-98/5)

- при ↓ валютного курса отражается уценка (Д-;К-52)

Ден.ср-ва, учтённые на счёте 52/2 используются:

- на оплату нерезидентам за оказанные услуги в иностранной валюте (д.60, к.52/2)

- на выдачу в подотчёт на командировочные расходы (при выдачи наличных д.ср. д.50/4, к.52/2; выдача в подотчёт д.71, к.50/4)

- на погашение кредита и займа

IV

Для пополнения валютных резервов страны приобретение товаров критического импорта экспортёры обязаны продавать на внутреннем валютном рынке часть валютной выручки. Порядок проведения обяз-ой продажи валюты регламентирован указом президента РБ №…

1. Все юр. лица и ИП осуществляют обяз-ую продажу иностранной валюты в размере 30%.

2. Обяз-ая продажа валюты осуществляется через уполномоченный банк

3. Для обяз-ой продажи валюты тур-ая организация обязана не позднее 7 рабочих дней представить в банк док-ты на распределение поступившей иностранной валюты (Реестр распределения иностранной валюты и платёжные поруче6ия на списание иностранной валюты для обязательной продаже и зачисления на текущий валютный счёт

4. За проведение обяз-ой продажи ин-ойсвалюты банк с тур-ой компании взыскивает комессионное вознагрождение в размере 0,2% от суммы проданной валюты. (в бел.р.)

5. Обяз-ая продажа валюты осуществляется по офиц-ому курсу НацБанка

6. При обяз-ой продаже валюты турист-ие орг-ии получают убыток в размере клмиссионного вознагрождения. это выззванр тем, что иностранная валюта учитывается по курсу НБ и продаётся по курсу НБ

Для отражения в учёте операций по продаже валюты в учёте используется счёт 91 – операционные доходы и расходы. Этот счёт испол-ся для отражений операций и выявления результата (по к91/2 отражается выручка от продажи валюты и убыток; по д91/2 отражается проданная валюта и коммисионные вознаграждения)

Общая схема бухгалтерских записей по отражению в учёте операций от обяз-ой продажи валюты:

1) Зачислены д/с на транзитный счёт (Д-52/1, К-62,90/1)

$=10000, курс = 2700, РЭ(руб-ый эквивалент)= 27000000 руб

2) Списание д/с для обязательной продажи валюты (Д-57/3, К-52/1)

$ = 3000, курс=2710

3) Д-52/2, К-52/1

$=7000? Курс=2710

4) Отражается курсовая разница по переоценке д/с на транзитном валютном счёте (Д-52/1, К-98/5)

(2710 -2700)*10000= 10*10000=100000руб

5) Зачисление д/с за проданную валюту (Д-51, К-91/1)

3000*2712(курс НБ на дату продажи)

6) Списание проданной валюты (Д-51/2, К-57/3)

3000*2712

7) Отражается переоценка (курс повысился → дооценка) валютных ср-в для продажи (Д-57/3, К-98/5)

(2712-2710)*3000= 2*3000=6000руб

Комиссионное вознаграждение может уплачиваться комитетом сам-но либо сдерживаться из выручки за проданную валюту. Расчёты с банком отражаются по счёту ЭР «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

8) Отражение комиссионного вознаграждения (Д-91/2, К-76)

3000*2712*0,002=16272

9) Отражается результат от обязательной продажи валюты (убыток) (Д-99, К-91/9)

V

Кроме обязательной продажи валюты организации имеют право осуществлять валютно-обменные операции.

Порядок проведения валютно-обменных операций утверждён Постановлением правления НБ 27.07.2005 №112. Согласно этому док-ту, валютно-обменные операции включают:

  1. операции, связанные с добровольной продажей иностранной валюты
  2. по покупке иностранной валюты
  3. конверсионные операции

При необходимости организации имеют право купить иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Покупка иностранной валюты организациями осуществляется через уполномоченный банк на основании заявки на покупку валюты. В заявке указывается сумма необходимой валюты по номиналу, декларируется цель приобретения иностранной валюты и указывается договорной курс покупки валюты.

Купленная валюта зачисляется банком на спец-ый счёт для хранения купленной валюты. Купленная иностранная валюта должна быть использована втечении 7 рабочих дней на цель. Если валюта не использована в течении срока, то она подлежит обратной продаже в размере 100%.

Схема отражения в учёте операций по покупке валюты:

  1. Перечисление ден.ср-в на покупку иностранной валюты (Д-57/2, К-51)

100000 (рос.руб);К=90(курс договорной)

Бел.руб=90*100000=9000000

  1. Зачисленные деньги на спец-ый счёт (Д-55/9, К-57/2)

100000; К=85 (офиц-ый курс)

РЭ=8500000

  1. Разница между договорным и учётным (официальным курсом НБ на дату совершения операции) курсом – расходы по покупке валюты. Они отражаются на счёте 97/2 (Д-97/2, К-57/2)

(90-85)*100000=500000

  1. Купленной иностранной валютой произведён расчет с нерезидентом, курс на дату перечисления д/с = 83 (Д-60, К-55/9)

РЭ=100000*83=8300000

55/9

100000 100000

*85 *83

  1. Отражается курсовая разница по переоценке (уценке) д/с на спец счёте для хранения купленной валюты (Д-98/5, К-55/9)

(83-85)*100000=-200000 - уценка

Тема 2: Учёт расчётов в туристических организациях

1. Форма расчётов, используемых туристическими организациями

2. Учёт расчётов с поставщиками

3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками

4. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

5. Учёт расчёта по кредитам и займам

6. Учёт расчётов по налогам и сборам.

7. Учёт расчётов подотчётными лицами

I

В процессу осуществления тур-ой деят-ти у организации возникают взаимоотношения с разными предприятиями, физ-ими лицами, связанные с формированием и оказанием туристических услуг.

В БУ необходимо отражать расчёты:

1. между туроператором и турагентом по реализации тур-их услуг

2. между туроператорами и участниками туристической деят-ти

3. между организацией, осуществляющей тур.деят-ть и государством по уплате налогов и других платежей

4. прочие виды расчётов

Ден-ые расчёты организаций осуществляются в основном виде безналичных платежей. Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных ден-ых средствах, снижает расходы на ден-ое обращение.

Безналичные расчёты осуществляются путём перечисления денежных средств со счёта плательщика на счёт получателя. Движение денежных средств в безналичных расчётах осущ-ся с помощью различных банковских операций, замещающих деньги в обороте.

Безналичные расчёты могут осуществляться в различных формах. Формы и порядок расчётов на тер-ии РФ регулируется банковским кодексом и нормативно-правовыми актами НБ РБ.

Форма расчёта выбирается плательщиком и получателем ден-ых средств и оговаривается в договоре между ними. Согласно банковского кодекса расчёты переводятся в форма банковского перевода. В зав-ти от того, кто инициатор платежа, банковские переводы подразделяются на 2 вида:

- кредитовый банковский перевод

- дебетовый

Кредитовый банковский перевод – перевод, при кот-ом инициатором платежа выступает плательщик

Дебетовый – перевод ден.ср-в, при котором инициатором платежа выступает бенефициар (получатель платежа)

Все расчёты производятся на основании платёжных инструкций (документ, кот-ый представляется в банк для осуществления кредитового ли дебетового перевода).

Осн-ые платёжные документы:

- платёжное поручение

- платёжное требование

- платёжное требование поручения.

Платёжное поручение – док-т, согласно которого банк по поручению плательщика осуществляет перевод д/с лицу, указанному в поручении (бенефициару)

Оно выписывается плательщиком и представляется в банк для исполнения. ПП должно быть исполнено в течении 10 дней и не более.

Обяз-ые реквизиты:

- наименование расчётного документа

- дата и номер ПП

- место нахождение, код банка

- плательщик

- турфирма такая-то

- корреспондент банка получателя

- банк-получатель

- бенефициар

ПП составляется не менее в 2 экземплярах. 1-ый заверяется оттиском круглой гербовой печати и подписями должностных лиц, согласно заявленным в банк образцам.

При осуществлении кредитовых переводов посредством ПП допускается передача их в банк в эл-ом виде.

Для подтверждения подлинности ПП используется электронная цифровая подпись или тестирующие ключи. Передача клиентам ПП по e-mail осуществляется на основании заключённого договора.

Платёжное требование применяется при осуществлении дебетовых банковских переводов.

ПТ- платёжная инструкция, содержащая требования получателя д/с (бенефициара) плательщику об уплате определённой суммы через банк.

При проведении расчётов посредством ПТ-ий используется форма расчётов, которая называется инкассо.

Инкассо – вид банковской операции, заключающейся в получении денег банком на счёт бенефициара от плательщика. Платёжное требование составляется бенефициаром (получателем платежа).

Схема расчётов платёжными требованиями:

1. получатель платежа выписывает платёжное требование и предъявляет его в уполномоченный банк

2. уполномоченный банк пересылает платёжное требование в банк, обслуживающий плательщика

3. банк извещает плательщика о необходимости произвести оплату и списывает со счёта плательщика сумму ден.ср-в, указанных ПТ.

Расчёты платёжными требованиями -поручениями

1. Выписывает бенефициар.

2. ПТП направляется плательщику минуя банк

3. Плательщик даёт согласие на оплату ПТП (удостоверяет подписью и оттиском печати) и представляет этот док-т в свой банк.

II

Тур-ие организации для выполнения программы тура пользуются услугами транспортных организаций, гостиниц, общественного питания, услугами экскурсоводов. Оплата за оказываемые услуги производится на основании договора. Для учёта расчётов используется активно-пассивный счёт 60 (расчёты с поставщиками и подрядчиками).

Оплата согласно договору может быть:

- предварительная

- последовательная.

По дебету счёта 60 (синтетический) отражается задолженность фирм по оказанию услуг при предварительной оплате, погашению задолженности, при последующей оплате.(Д-60, К- 51, 52/2,55/9, 66, 67)

При предварительной оплате у орг-ии появляется дебиторская задолженность; при последующей оплате отражается погашение кредиторской задолженности.

· Кредиторская задолженность по организации возникает за оказанные услуги (д- 20, 26, к- 60)

· Кредиторская задолженность возникает при освоении новых туров (д- 97, к-60).

При оказании услуг, согласно законодательства РБ поставщик предъявляет плательщику к оплате налог на добавленную стоимость. Налог предъявляемый к оплате отражается (д- 18, к- 60).

Тур-ие организации могут приобретать основные средства (офисную мебель, компьютеры, транспортные ср-ва, инвентарь).

Задолженность за полученные основные средства и активы(д – 08, к- 60); за мат-лы (д- 10, к-60).

Сальдо по счёту 60 может быть либо дебетовое, либо кредитовое.

Дебетовое сальдо отражает дебиторскую задолженность (деньги перечислены, а услуги не получены).

Кредитовое сальдо отражает зад-ть тур-ой организации за полученные услуги, которые ещё не оплачены.

Аналитический учёт ведётся с каждым поставщиком услуг по каждому документу как в нац-ой, так и в ин-ой валютах.

Пример I: Согласно договора, перечислены д/с проживание туристов в отеле 10000€, курс € на дату перечисления д/с = 3700 б.р, курс € на дату оказания услуг = 3720 б.р.

1) Перечислены д/с согласно договора (Д-60, К-52/2)

ИВ=10000; К=3700; РЭ=37000000

2) Получены счета за проживание в отеле (Д-20, 26; К-60)

10000*3720=37200000

Отражается курсовая разница по дооценке дебиторской задолженности (Д-60, К-98/5)

(3720-3700)*10000=200000

Пример II: Для обеспечения уставной деят-ти орг-ия приобретает офисное оборудование на сумму 10 млн.руб, НДС=18%

НДС = 10000000*18%=180000

Итого к оплате: 10 млн +180000= 10180000

1) Получено офисное оборудование (Д-08, К-60) 10000000

2) Отражается НДС, предъявленный поставщиком к оплате (Д-18, К-60) 180000

3) Оприходовано офисное оборудование (д-01, к-08) 10000000

4) Согласно платёжного поручения и выписке банка оплачено поставщику за полученное оборудование (д -60, к-51) – 10180000

5) Принят к вычету налог на добавленную стоимость (д - 68, к-18) 180000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: