Образовательные учреждения, их типы
знать: основные типы образовательных учреждений в РФ,
уметь: типологизировать образовательные учреждения, входящие в систему образования РФ
В качестве основного типа института образования выступают образовательные учреждения, которые обеспечивают содержание воспитания и обучения и/или реализуют одну или ряд образовательных программ.
По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут подразделяться на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные организации). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории любого государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) созданы в помощь семье для воспитания детей от года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.
|
|
Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами, а также учреждениями с углубленным изучением циклов дисциплин, в том числе гимназиями и лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет трехступенчатую структуру: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 года).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные образовательные учреждения (классы, группы) с учетом физических и психических особенностей обучающихся, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией учреждений такого типа и государственными органами управления образованием формируются условия для получения основного и среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование реализуется в профессионально-технических и других училищах с целью подготовки работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По некоторым видам профессий оно основывается на среднем (полном) общем образовании.
|
|
Среднее профессиональное образование реализуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (обычно — колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования и имеет цель готовить специалистов среднего звена, удовлетворять потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование реализуется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университеты, академии, институты, колледжи) и предназначено для подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня, для удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование дает гражданам возможность повысить уровень образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для реализации этой цели созданы институты повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования — в институтах повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, а также в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.
знать: основные принципы управления педагогическими системами
Принципы управления – идее по осуществлению управленческих функций.
Принципы внутришкольного управления:
демократизация и гуманизация управления;
системность и целостность в управлении;
рациональное сочетание централизации и децентрализации;
взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
научная обоснованность (научность) управления;
объективность, полнота и регулярность предоставления информации.