Формы и методы производственного обучения

Взаимная адаптация человека и технических систем

Адаптация человека к машине осуществляется на всем про­тяжении его жизни, начиная с детских лет и кончая периодами профессионального наивысшего мастерства и старостью. В адап­тацию последовательно входят профессиональные: ориентация, консультация, отбор, обучение, а также психопрофилактика. Их суть заключается в совместном с работником поиске наиболее приемлемого для его способностей содержания и характера тру­да, организации воспитывающих, обучающих, управленческих и поддерживающих мероприятий.

Остановимся несколько подробнее на характеристике этих направлений.

Профессиональная ориентация — это информирование обще­ства и конкретных лиц о существе и значимости множества профессий, применяемых в трудовой деятельности данного го­рода, населенного пункта, региона, страны. Описание и демон­страция особенностей предмета труда, применяемых орудий, целей и условий осуществления трудового процесса дают возможность человеку сделать ориентировочный выбор области приложения своих физических и духовных сил. Все это позволя­ет человеку получить взамен приложенного труда необходимые средства существования и развития.

Профессиональная консультация заключается в согласовании между консультантом и консультируемым выбора совокупности доступных последнему профессий из числа ориентировочно предпочитаемых после общего его психологического исследова­ния. Каждая профессия связана с характерным для нее видом риска и вероятностью его появления (опасность для здоровья, жизни, риск снижения социального статуса и пр.). По характеру и содержанию труда профессия может опираться или на воспро­изведение работником знаний, умений, навыков, или на приоб­ретение новых знаний и навыков. Работа может происходить или в темпе, выбираемом работником (творческие профессии), или в принудительном темпе (сборка на конвейере). Существом профессии может быть процесс (транспортировка грузов, ретрансляция информации) или результат труда (собранная ма­шина, построенное здание). Все психологические особенности человека имеют «отражение» в той или иной профессии и их правильный учет обеспечивает оптимальный уровень расходов рабочей силы, не угрожающей здоровью работника и не сры­вающий нормального хода технологического процесса в системе «человек-техника-среда».

Пригодность человека к конкретному виду трудовой дея­тельности определяется с помощью профотбора.

Эргономиче­ские исследования основываются на выяснении закономерно­стей психических и физиологических процессов, лежащих в ос­нове определенных видов трудовой деятельности.

Организация обучения нуждается в более подробном рас­смотрении.

Форма обучения — способ организации и проведения заня­тий, в рамках которых протекает учебный процесс, и достигают­ся поставленные цели обучения.

На практике выделяют следующие формы обучения:

• объяснение — лекции, семинары, самостоятельная рабо­та;

• отработка — практические и лабораторные занятия, тренажи, самостоятельная работа;

• контроль — контрольные занятия, зачеты, экзамены. К основным методам объяснения относятся:

1) сообщение готового знания посредством рассказа, показа, демонстрации;

2) сообщение общих знаний и организация самостоятельного выбора конкретных способов работы;

3) организация самостоятельного поиска учащимися знаний об усеваемых действиях при косвенном управлении поиском со стороны преподавателя.

Отработка предусматривает следующие методы:

1) отработку путем произвольного, непосредственного заучи­вания знаний, необходимых для выполнения действий, с после­дующими упражнениями на их выполнение. Это может быть заучивание отличительных признаков объектов управления, сиг­налов, предписаний к действиям и т. п.;

2) отработку в упражнениях без предварительного заучивания;

3) отработку путем опосредованного заучивания знаний, не­обходимых при выполнении действий, с последующими упраж­нениями. Такими средствами могут быть приемы анализа; клас­сификации, систематизации содержания или искусственные мнемотехнические приемы.

Методы контроля обученности умениям и навыкам состоят в предъявлении задания на выполнение действий или приемов операции, фиксацию характеристик этих действий и сопостав­ление их с заданными в цели обучения.

К таким характеристи­кам относятся правильность, скорость, точность, надежность, степень напряженности и др. Контроль обученности проводит­ся для выявления исходного ее уровня у учащихся, присту­пающих к обучению, для слежения за ходом усвоения в про­цессе обучения и для установления запланированного уровня усвоения действий. Результаты контроля уровня овладения действиями должны выражаться показателями, которые заданы в цели обучения.

С психофизиологической точки зрения можно выделить сле­дующие методы обучения:

1) самообучение, когда овладение специальностью достигает­ся путем подражания, преодоления ошибок и удачных проб. Этот метод малоэкономичен, но он побуждает учащихся к твор­ческим исканиям и именно благодаря этому у работника выра­батывается свой «почерк»;

2) предметный метод обучения. Здесь обучение идет путем по­становки перед обучающимися задачи, изготовления какого-либо изделия, сначала простого, а потом все более сложного;

3) комплексный метод обучения. Обучение по этому методу можно разделить на два этапа: 1 этап заключается в усвоении навыков, необходимых для данной профессии и учащиеся здесь выполняют работу для того, чтобы овладеть приемами и опера­циями; 2 этап направлен на постепенное освоение комплексных работ возрастающей сложности с достижением как количествен­ных, так и качественных показателей.

На каждом этапе процесса обучении заранее готовится сис­тема заданий, с помощью которых будут осуществляться указан­ные формы процесса обучения. В качестве таких заданий могут применяться вопросы по содержанию усваиваемых действий, задачи на понимание отличительных признаков особенностей предметов, средств и результатов действия, связей операций в действии и т.п. Задания для отработки действий обеспечивают возможность доведения владения ими до необходимого уровне по всем показателям.

Большая роль при обучении отводится выработке навыка. Овладение навыком и специальностью является сложным про­цессом формирования личности работника, в течение которого возникают новые и получают развитие старые интересы, идеалы, меняются цели его деятельности. Вместе с тем формирование навыков является основой овладения специальностью и мастер­ством.

Как и упражнение, выработка навыков имеет целый ряд эта­пов. Различают навыки двигательные, мыслительные и сенсор­ные. Первоначально идет осмысление навыка, сознательное, но неумелое выполнение операции, затем его автоматизация. В ре­зультате работник показывает точное, экономное и устойчивое выполнение приемов и движений, которые становятся средством выполнения более сложных приемов, выполняемых под контро­лем сознания.

В процессе овладения профессиональным мастерством выра­батываются многие навыки, которые как бы накладываются один на другой, образуя сложное взаимодействие. При этом взаимодействие может быть положительным, когда ранее выра­ботанный навык способствует формированию нового, которое называется переносом навыков. Но это взаимодействие может быть и отрицательным, когда старые навыки мешают формированию новых, или наоборот, когда формирование новых приво­дит к разрушению старых навыков. Это отрицательное взаимо­действие называется интерференцией навыков.

Перенос навыка — явление, свидетельствующее о пластич­ности навыков. Взаимодействие навыков, их пластичность и гибкость являются непременным условием формирования уме­ния, которое опирается не только на навыки, но и на знания. Выработка навыка требует и соответствующей тренировки. Под тренировкой следует понимать процесс функционального со­вершенствования организма человека с целью приспособления его к повышенным требованиям деятельности путем системати­ческого упражнения с возрастающей сложностью выполняемой работы.

К средствам объяснения материала относятся схемы, фото­графии; микрофильмы с проекционной аппаратурой индивиду­ального пользования, диафильмы (плакаты) с озвученным со­провождением, учебные фильмы, телевидеозаписи с индивиду­альным и коллективным экраном, разнообразные модели управ­ляемых технических систем, воспроизводящие и имитирующие с разной степенью приближения их характеристики.

К средствам отработки действий относятся различные моде­ли систем. Чем больше степень приближения модели к реаль­ным условиям выполнения отдельных действий, тем качествен­нее модель технической системы как средства обучения.

К средствам контроля знаний учащихся относятся задания на выполнение усваиваемых действий (сенсомоторных, перцептив­ных, решения задач); регистрация требуемых параметров действий; обработка показателей параметров действий; получение итоговых интегральных данных о качестве выполнения действий на данном этапе отработки. Средства проведения контроля по­зволяют диагностировать причины ошибок и помогают контро­лировать состояние среды и учащихся.

46Охрана труда — это система законодательных актов и соответ­ствующих им социально-экономических, технических, гигиениче­ских и организационных мероприятий, обеспечивающих безопас­ность трудовой деятельности, сохранение здоровья и работоспособ­ности человека. Она исследует влияние окружающей среды и средств производства на организм человека с целью разработки профилактических мероприятий по предупреждению травматиз­ма, профессиональных заболеваний и отравлений.

Охрана труда и эргономика выявляют и изучают возможные при­чины производственных травм, профессиональных заболеваний, ава­рий, взрывов, пожаров и разрабатывают систему мероприятий и тре­бований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий трудовой деятельности.

Главным объектом эргономики и охраны труда является че­ловек в процессе трудовой деятельности, поэтому при разработ­ке мероприятий по учету человеческого фактора в системе «человек-машина-среда», используются результаты исследова­ний множества научных дисциплин.

Обеспечение высокой производительности и безопасных ус­ловий эксплуатации оборудования основано на инженерных ре­шениях технических наук.

Исключение вредного воздействия на организм человека факторов производственной среды достигается на базе исследо­ваний медицинских и биологических наук (гигиена труда, про­мышленная токсикология и так далее).

Рационализация трудовой деятельности, повышение произ­водительности, рост культурного уровня работающих, увеличе­ние работоспособности и общего периода трудовой деятельности основано на результатах научной организации труда.

Создание рациональных условий труда, быта и отдыха обес­печивается достижениями теории и практики художественного конструирования и технической эстетики.

Методологической основой эргономики и охраны труда яв­ляется научный анализ условий труда, технологических и произ­водственных процессов, производственного оборудования, при­меняемых и получаемых материалов и веществ с точки зрения возможного возникновения опасных и вредных производствен­ных факторов, приводящих к травматизму и профессиональным заболеваниям.

Проблему травматизма, аварийности и профессиональных заболеваний невозможно решить только инженерными метода­ми. Часто причиной травматизма служат не сложные условия труда, а опасные действия рабочих и специалистов из-за их низ­кой квалификации, утомления, снижения реакции. В этой си­туации проблемы эргономики и охраны труда объединены и от­сутствуют четкие границы разделения требований по эргономи­ке и охране труда. Анализ причин роста травматизма свидетель­ствует, что развитие научно-технического прогресса и техники опережает разработку психологических мероприятий и предположений по защите человека от опасных и вредных воздействий производственной обстановки.

В этом случае научным методом решения проблем охраны труда и эргономики является системный подход, основанный на системном анализе, представляющем комплекс специальных процедур и методов, позволяющих расчленять сложные пробле­мы на более мелкие задачи, которые легко поддаются решению и решаются с большей легкостью и достоверностью при значи­тельно сниженных затратах. Окончательный вывод при этом подходе принимается после объединения частных решений в единое целое с учетом их взаимосвязи.

Наиболее существенным в системном подходе является воз­можность организовать управление охраной труда на производ­стве аналогично управлению таким же объектом инженерного проектирования, как и технологический процесс, операция, оборудование.

Системный подход позволяет сформулировать конкретные задачи проблемы охраны труда, включающие всю совокупность элементов и факторов, оказывающих существенное влияние на повышение безопасности человека в условиях производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: