Качества внимания
Виды внимания
1.Непроизвольное - действие сильного, контрастного или значимого и выделяющего эмоциональный отклик раздражителя (непроизвольность, легкость переключения и возникновения) т.е. самособой.
2.Произвольное — постановка (принятие) задач (направленность в соответствии с задачей, требует волевого усилия, утомляет).
3.Послепроизвольное - вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес (сохранность, целенаправленность, снимается напряжение).
Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой, дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже, повышают концентрацию внимания.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание. Даминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения.
|
|
Качества внимания:
Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.
Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания).
Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Устойчивость - длительность сосредоточения сознания на объекте.
Вопросы:
1.Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность студента на лекциях или семинарах?
Перечислите и объясните причины.
3. Раскройте важнейшие характеристики каждого вида внимания, выскажите свое мнение, какой вид внимания наиболее эффективный?
4.Перечислите качества внимания, раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности.
5.0характеризуйте факторы, способствующие привлечению внимания и приведите примеры из жизни.
ЛЕКЦИЯ 7. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке.
|
|
Успешность памяти зависит:
- от степени завершенности действий запоминания;
- от интересов и склонностей личности;
- от отношения личности к той или иной деятельности;
- от эмоционального настроя;
- от волевого усилия.
Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук - физиологии, биохимиии, психологии.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей.
Биохимики - с изменением РНК и других биохимических структур.
Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти.
Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и.т.д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
- в различной скорости запоминания;
- в прочности сохранения;
- в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.
Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п.
При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
В зависимости от длительности сохранения различают:
Кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия).
Долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения).
Оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающие элементы кратковременной и долговременной памяти).
В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:
- произвольным, если определяется сложной целенаправленной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической задаче;
- непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание происходит без волевого усилия.
Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
|
|
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминания.
Процессом, противоположным сохранению является забывание. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.
Вопросы:
1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса.
2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
3. Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности?
4. Охарактеризуйте причины, влияющие на продуктивность памяти.
5. Перечислите виды памяти и определите, какая модальность преобладает у Вас при запоминании?