Лекция №1. Современное состояние и тенденции развития турбогенераторостроения
ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ПОДСТАНЦИЙ
Конспект лекций
для студентов специальности 5В071800 – «Электроэнергетика»,
5В081200 – «Энергообеспечение сельского хозяйство»
Алматы 2013
CОСТАВИТЕЛИ: Р.М. Кузембаева, С.Е.Соколов, Мукашева Р.Т. Основное и вспомогательное оборудование электрических станций и подстанций. Конспект лекций для студентов специальности 5В071800 – Электроэнергетика, 5В081200 – «Энергообеспечение сельского хозяйство» - Алматы: НАО АУЭС, 2013. - 56 с.
Данный конспект лекций содержит краткие сведения по основному и вспомогательному оборудованию электрических станций и подстанций.
Рецензент: канд.техн.наук, профессор Г.Х. Хожин.
Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2012г.
©НАО Алматинский университет энергетики и связи, 2013г.
Сводный план 2012г, поз 276
|
|
Содержание лекции: современное состояние и тенденции развития турбогенераторостроения;основы теории работы генераторов.
Цель лекции: обзор современного состояния турбогенераторостроения.
Мощность турбогенератора связана с его основными размерами и электромагнитными нагрузками зависимостью
, | (1.1) |
где - диаметр расточки статора;
- длина активной части;
- частота вращения машины;
- линейная токовая нагрузка статора;
- индукция в воздушном зазоре;
- коэффициент пропорциональности.
Чем больше произведение , то есть чем больше габариты машины, тем больше номинальная активная мощность турбогенератора. Однако, возможность увеличения диаметра расточки статора турбогенератора ограничена. Эти ограничения накладываются, в первую очередь, условиями механической прочности роторов турбогенераторов и их бандажных колец.
Длина ротора ограничивается его возможным статическим прогибом при остановленной (неподвижной) машине и частотными характеристиками роторной системы турбогенератора. Поэтому, соотношения между основными размерами остаются в сравнительно узких пределах
, | (1.2) |
где - диаметр активной части бочки ротора;
- зазор между ротором и статором.
Внешний диаметр статора - зависит от магнитного потока, замыкающегося по активной стали и от допускаемой магнитной индукции.
Применение холоднокатаной стали позволило в некоторых пределах повысить магнитную индукцию в зубцах статора турбогенераторов.
В результате примерно за 50-60 лет турбогенераторостроения при увеличении мощности машины от 50 до 1200 МВт, т.е. в 24 раза, индукция возросла лишь на 20%: от 0,8 до 0,965Тл.
|
|
Для двухполюсных турбогенераторов независимо от их единичной мощности сохраняется соотношение
, | (1.3) |
Диаметр корпуса статора находится в пределах
, | (1.4) |
Полная длина ротора, т.е. длина вала турбогенератора обычно
, | (1.5) |
Приведенные выше соотношения справедливы для двухполюсных турбогенераторов, имеющих частоту вращения 3000 об/мин. За 30 лет генераторостроения мощность машин увеличилась со 100 МВт (1948 г) до 1200 МВт (1976 г). Некоторые сравнительные характеристики этих генераторов приведены в таблице 1.1.
Т а б л и ц а 1.1
мощность МВт | ||
расход меди, кг/КВА | 0,11 | 0,019 |
расход стали, кг/КВА | 0,765 | 0,202 |
диаметр ротора - D2, мм | ||
воздушный зазор - δ, мм | 47,5 | |
активная длина ротора - l, мм |
Из выражения (1.1) видно, что увеличение единичной мощности турбогенератора неизбежно связано с ростом линейной нагрузки машины и может быть обеспечено увеличением плотности тока в обмотках. В свою очередь, это возможно только за счет повышения эффективности систем охлаждения, и привело к применению непосредственного охлаждения водородом, маслом, водой. Внедрение непосредственного охлаждения водой обмотки статора дало возможность существенно увеличить ток в этой обмотке и создать предпосылки для конструирования машин на мощность 800, 1200 МВт и выше.
Высокие темпы наращивания энергетических мощностей достигаются в решающей степени за счет увеличения единичной мощности оборудования. Задача увеличения мощности турбогенераторов требует решения большого количества научных и технических проблем, среди которых:
- трудность изготовления крупных стальных подковок для роторов;
- транспортировка по железной дороге;
- внедрение новых систем охлаждения;
- работа генераторов в несимметричных режимах;
- разработка и внедрение новой высоковольтной изоляции на термореактивных связующих;
- меры против увеличения вибрации;
- улучшение работы контактных колец ротора и щеточного аппарата;
- работа электростанции в составе энергосистемы.