1. Социологическое исследование – определённая процедура, при помощи которой социолог изучает те социальные проблемы общества, которые являются актуальными в определённый период времени. Именно при помощи социологических исследований изучаются социальные проблемы общества, и намечается мероприятие по снижению их актуальности. В социологии выделяют следующие виды социологических исследований:
1) Разведывательное (пилотажное) исследование – самый простой вид из всех видов социологических исследований. Здесь социолог разрабатывает программу исследования и инструментарий исследования (те документы, при помощи которых собирается информация), от которых отклоняться нельзя, если они целиком охватывают изучаемую проблему. В большинстве случаев при разведывательном исследовании социолог может отклониться от программы исследования и инструментария.
2) Описательное исследование – более сложный и более масштабный вид социологических исследований. Здесь социолог не должен отклоняться от программы исследования и инструментария. При данном виде исследований происходит описание всех социальных характеристик исследуемой проблемы.
|
|
3) Аналитическое исследование – самый сложный, самый трудоёмкий и самый дорогостоящий вид социологических исследований. Здесь разрабатываются большие по объёму программы исследования и инструментарий (в анкете может быть до 80 вопросов). При данном исследовании выясняются причины возникновения проблемы социально-экономические факторы, влияющие на проблему, и в дальнейшем происходит разработка совокупности мероприятий по решению данной проблемы в обществе.
Помимо этих основных видов социологических исследований в социологии выделяют разовые и повторные исследования. Разовое исследование проводится единожды, при этом проблема либо затрагивается поверхностным образом, либо изучается всесторонне. Повторное исследование проводится неоднократно через равные промежутки времени в отношении одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам инструментария. Цель данного исследования – выявить те изменения, которые происходят в жизни респондентов за исследуемый промежуток времени. Повторные исследования делятся на панельные и кагортные исследования. Панельное исследование, при данном исследовании опрашиваются люди различного возраста. Кагортные исследования, при данных исследованиях опрашиваются люди одного и того же возраста.
Программа социологического исследования – основной документ, в котором излагается порядок действий социолога по той проблеме, которая исследуется. Здесь прослеживается определённая методика и методология изучения общественной проблемы. Программа исследования состоит из 2 частей: методологическая (теоретическая) часть и методическая (практическая) часть.
|
|
Методологическая часть включает в себя следующие пункты:
1) Актуальность (значимость выбранной темы). Здесь на основании статистического и теоретического материала происходит обоснование актуальности и значимости проблемы исследования для общества в целом, либо для какой-то отдельной группы людей. Здесь подбирается несколько литературных источников, делается их оценка и выводы в отношении актуальности темы. (*объём актуальности темы 5 листов А4, включая статистику)
2) Определение проблемных ситуаций выбранной темы исследования. Проблемная ситуация – противоречие в жизни общества между 2 сторонами, где с одной стороны мы знаем о существовании какой-либо общественной проблемы, а с другой стороны не видим путей решения данной проблемы (в целом). Проблемные ситуации темы выбираются из проблем, изложенных в актуальности темы. (*разработать минимум 2 проблемные ситуации). *Пример проблемной ситуации по проблеме трудоустройства молодых специалистов: с одной стороны учебные заведения РБ ежегодно выпускает большое количество молодых специалистов, что является позитивным моментом для развития общества в целом и для самих людей, получивших образование, но с другой стороны – зачастую молодые специалисты не могут трудоустроиться, так как, во-первых, у них нет опыта и стажа трудовой деятельности, во-вторых, рабочие места занимают люди пенсионного возраста, в-третьих, рынок труда перенасыщен специалистами определённых квалификаций и так далее.
3) Определение цели и задач исследования. Цель – общая совокупность действий социолога по изучению исследуемой проблемы. Задача – конкретная целевая установка, которая затрагивает какой-то определённый аспект исследуемой проблемы. Задачи в исследовании могут носить теоретический и практический характер. Теоретические задачи затрагивают тот теоретический материал, который освящается в актуальности темы, а практические задачи исследования затрагивают респондентов (объект исследования). (*как минимум 5 задач исследования, акцент на практические задачи, ключевыми словами для оформления цели и задач исследования должны являться глаголы «выяснить», «уточнить»)
4) Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования выступает выборочная совокупность респондентов, у которых социолог берёт информацию по исследуемой проблеме. Объект исследования обычно характеризуется по следующим направлениям: половой признак, возраст, социальный статус, уровень образования, место жительства, уровень доходов и тому подобное. Предмет исследования отражает центральный вопрос выбранной темы, либо ту характеристику проблемы исследования, которую необходимо изучить для подтверждения обоснования актуальности темы. (*выделить 1 основной объект исследования, для которого будет разрабатываться анкета и 2-3 предмета исследования, которые берутся из задач исследования).
5) Определение гипотез исследования. Гипотеза – научно-обоснованное предположение, которое состоит из 2 взаимозависимых факторов, где фактор Б определяет фактор А. *Примерная гипотеза: я предполагаю то, что молодые специалисты не могут трудоустроиться, так как у них нет опыта (стажа) трудовой деятельности (*4-5 гипотез).
6) Э мпирическая интерпретация понятия. Это словарь основных терминов исследования (*5-7 понятий темы)
Методическая часть:
1) Выбор метода сбора информации, посредством которого собираются данные (чаще всего таким методом является анализ документов либо анкетирование)
|
|
2) Назначение исполнителей, которые непосредственно осуществляют исследование
3) Указание сроков проведения исследования (уточняется дата, время и место проведения исследования)
4) Установления сроков предоставления промежуточных и итогового отчётов по исследованию
5) Осуществления подбора техники и оборудования для исследования
6) Назначение человека, осуществляющего контрольную функцию за исследованием (главный исполнитель)
7) Составление сметы расходов на каждый из этапов исследования
Выделяют 4 этапа:
1) Подготовительный этап. Вначале выбирается тема (проблема) исследования, происходит разработка программы социологического исследования и инструментария исследования (анкеты, карты интервью и так далее). Проводим пробное социологическое исследования для корректировки вопросов инструментария. Составление сметы расходов по каждому этапу исследования.
2) Полевой этап (этап полевых работ). Определение даты, время и места проведения. Осуществляется сбор первичной информации у респондентов.
3) Обработка и анализ собранной информации. На данном этапе вся собранная информация распределяется в зависимости от личных характеристик респондентов (пол, возраст и так далее) по каждому из вопросов инструментария и вариантом ответа на данные вопросы. После сортировки ответов респондентов информация вносится в компьютер и обрабатывается при помощи специальных программ (составляются таблицы, графики, диаграммы, делаются выводы)
4) Заключительный этап. Здесь делаются выводы о достижении цели исследования, и составляется итоговый отчёт по социологическому исследованию.