АЧ и ССЦ

Модус.

Выделяют обязательные и необязательные модусные смыслы.

Обязательные:

1) предикативность;

2) персуазивность – субъективная модальность (достоверность / недостоверность);

Достоверность выражается через:

вводные компоненты (конечно, разумеется),

СПП с придат. изъяснит. (Я был уверен, что письмо мое уже получено).

Недостоверность должна маркироваться:

вводными словами,

СПП с придат. изъясн.,

модальными частицами.

3) авторизация (авторство самого говорящего обычно не маркируется);

Авторство может быть маркировано через:

местоимения “я”, “мы”;

флексиями первого лица глагола;

вводными компонентами;

СПП с придат. изъясн.

Чужая речь всегда должна быть маркирована. Способы выражения:

вводные компоненты,

частицы,

прямая речь,

косвенная речь,

ИС с предлогом “о”,

несобственно-прямая речь,

цитация (дословная выдержка из чужих произведений для подтверждения собственных мыслей).

Свое авторство говорящий может не маркировать.

4) эмотивность (эмоциональность).

Высказывание может быть напряженное и ненапряженное. Способы выражения:

знак восклицания,

эмотивные междометия,

восклицательные частицы,

вводные компоненты,

СПП с придат. изъясн,

эмотивная лексика.

Необязательные:

1) метатекст (высказывание о высказывании, передающее отношение говорящего к высказыванию, как к собственному речевому произведению).

Метатекстовые показатели:

- компоненты, указывающие на связь мысли в тексте и их последовательности (во-превых и т.д.);

- указывающие направление в сторону (кстати, между прочим);

- выделяющие сам акт речи (иными словами);

- перформативные глаголы, эксплицирующие речевой жанр (требовать, просить);

- помечающие тему (что касается, если гвоорить и т.д.).

2) оценочность (говорящий может передавать “+” или “–“ оценку) Связана с эмотивностью, способы выражения:

междометия;

оценочная лексика;

восклицательная интонация.

3) социальные категории, которые выражают соц. отношение между участниками речевого акта. Социальные роли могут быть равные и неравные. От этого зависит выбор номинации, обращений, нек. лексики. Находит отражение только в диалогической речи.

Пример модусного анализа в тетради.

Коммуникативный аспект изучения синтаксических единиц.

Ситаксические единицы могут делиться на:

коммуникативные (предложение, ССЦ)

некоммуникативные (все остальные). В центр внимания ком. синт. предложение и текст.

Предложение, рассмотренное в коммуникативном аспекте, называется высказыванием.

Комуникативная задача – стремление говорящего подчеркнуть тот аспект предложения, который является важным в данном контексте или данной речевой ситуации.

Высказывание, в зависимости от ком. задачи, члениться на две части:

- исходный пункт (тема) – как правило, подлежащее;

- то, что сообщается (рема) – как правило, сказуемое.

Членение на тему и рему называется актуальным членением (ПЛК).

1) Тема актуально менее значима, чем рема, она дана, известна из предыдущего контекста. Другое наименование – данное. (Тоже может быть носительницей нового.)

2) Рема содержит то, что сообщается о теме. Актуально более значима. Является носительницей нового. Другое название – новое.

Рема всегда вербально выражена. Тема же может быть нулевой, вербально невыраженной.

Типы высказываний:

1) Расчленненное – имеющее тему (может быть нулевой) и рему.

2) Нерасчлененное – то, где есть только рема.

АЧ автономно. Не зависит от синтаксического или грамматического членения.

В структурном плане тема и рема могут быть:

1) Коплексными (больше одного ЧП)

2) Некомплексными (один ЧП)

Основные средства выражения АЧ:

1) Порядок слов (тема перед ремой – прямой, объективный. Наоборот – обратный, субъективный).

2) Интонация (место логического ударения выделяет рему).

Тему помечает препозиционная частица “а”, постпозитивная “то”, “же”, синтаксически специализированные конструкции (если говорить о, что касается, что до).

Ступени АЧ:

1) Одноступенчатая (1 тема и рема)

2) Многоступенчатая (больше 1ой темы и ремы – СПП).

Приемы АЧ (разграничение темы и ремы):

Та часть высказывания, которая содержится в вопросе – тема.

1) Полный диктальный (по всему содержанию; что произошло, что случилось) – общеинформативное.

2) Частичный диктальный (ставится к части, если неизвестна вся инфомация) – частноинформативный.

3) Полный модальный (если информация известна, но говорящий сомневается в ее истинности) – общеверификативный.

4) Частичный модальный (если говорящий сомневается в достоверности части высказывания) – частноверификативный.

В тексте темы отдельных высказываний тесно связаны между собой и представлены в тематической последовательности.

4 ступени тематической последовательности:

1) Простая (рема предыдущего становится темой следующего – цепная связь)

2) Тематическая последовательность с постоянной темой (темы всех высказываний тождественны)

3) Тематическая последовательность с производными темами (в том случае, если темы отдельных высказываний являются производными из гипертемы текста)

4) Тематический скачек (если одно из звеньев является опущенным в силу своей очевидности)

Темы и ремы всех высказываний связаны между собой.

Рематическая доминанта – преобладание в текст ремы определенного вида.

1) Предметная (описательная)

2) Акциональная (развитие события – динамика)

3) Импрессивная (передача своего субъективного восприятия окр. мира)

4) Качественная (описание предмета через признак)

5) Статальная (рематическая доминанта – состояние)

6) Статально-динамическая (переход от состояния к дейсвию).

Функциональные классы предложений

(по цели высказывания)

1) Повествовательное

Цель – сообщение информации. Признаки: реальная модальность, изъявительное наклонение, особая повествовательная интонация (проявляется в повышении и понижении тона), обычно двусоставные, может быть осложнено.

2) Вопросительное

Задача – запросить информацию. Выражение: использование вопросительных слов, вопросит. мест., логическое ударение падает на вопросительное слово. Вопросительная интонация передается вопросительным знаком.

3) Вопросительно-побудительное

Форма – вопрос, семантика – побуждение. Это косвенное высказывание.

4) Риторический вопрос

Форма – вопрос, семантика – утверждение.

5) Побудительные

Выражают волеизъявление в форме совета, приказа, предупреждения. Повелительное наклонение, ирреальная модальность. Односоставные предложения (могут быть без глагола). Может быт императивное междометие, интонация, частица бы.

6) Оптативные

Коммуникативная задача – выражение желания. Языковые средства: сослагательное наклонение, ирреальная модальность, как правило, односоставные, безличные (но могут быть двусоставные).

7) Фатические

Установление, поддерживание и размыкание контакта. Средств выражения: этикетные междометия, отсутствие модально-временного плана.

8) Фатически -повествовательные

- вопросительные

- побудительные

Промежуточный план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: