Модус.
Выделяют обязательные и необязательные модусные смыслы.
Обязательные:
1) предикативность;
2) персуазивность – субъективная модальность (достоверность / недостоверность);
Достоверность выражается через:
вводные компоненты (конечно, разумеется),
СПП с придат. изъяснит. (Я был уверен, что письмо мое уже получено).
Недостоверность должна маркироваться:
вводными словами,
СПП с придат. изъясн.,
модальными частицами.
3) авторизация (авторство самого говорящего обычно не маркируется);
Авторство может быть маркировано через:
местоимения “я”, “мы”;
флексиями первого лица глагола;
вводными компонентами;
СПП с придат. изъясн.
Чужая речь всегда должна быть маркирована. Способы выражения:
вводные компоненты,
частицы,
прямая речь,
косвенная речь,
ИС с предлогом “о”,
несобственно-прямая речь,
цитация (дословная выдержка из чужих произведений для подтверждения собственных мыслей).
Свое авторство говорящий может не маркировать.
4) эмотивность (эмоциональность).
|
|
Высказывание может быть напряженное и ненапряженное. Способы выражения:
знак восклицания,
эмотивные междометия,
восклицательные частицы,
вводные компоненты,
СПП с придат. изъясн,
эмотивная лексика.
Необязательные:
1) метатекст (высказывание о высказывании, передающее отношение говорящего к высказыванию, как к собственному речевому произведению).
Метатекстовые показатели:
- компоненты, указывающие на связь мысли в тексте и их последовательности (во-превых и т.д.);
- указывающие направление в сторону (кстати, между прочим);
- выделяющие сам акт речи (иными словами);
- перформативные глаголы, эксплицирующие речевой жанр (требовать, просить);
- помечающие тему (что касается, если гвоорить и т.д.).
2) оценочность (говорящий может передавать “+” или “–“ оценку) Связана с эмотивностью, способы выражения:
междометия;
оценочная лексика;
восклицательная интонация.
3) социальные категории, которые выражают соц. отношение между участниками речевого акта. Социальные роли могут быть равные и неравные. От этого зависит выбор номинации, обращений, нек. лексики. Находит отражение только в диалогической речи.
Пример модусного анализа в тетради.
Коммуникативный аспект изучения синтаксических единиц.
Ситаксические единицы могут делиться на:
коммуникативные (предложение, ССЦ)
некоммуникативные (все остальные). В центр внимания ком. синт. предложение и текст.
Предложение, рассмотренное в коммуникативном аспекте, называется высказыванием.
Комуникативная задача – стремление говорящего подчеркнуть тот аспект предложения, который является важным в данном контексте или данной речевой ситуации.
|
|
Высказывание, в зависимости от ком. задачи, члениться на две части:
- исходный пункт (тема) – как правило, подлежащее;
- то, что сообщается (рема) – как правило, сказуемое.
Членение на тему и рему называется актуальным членением (ПЛК).
1) Тема актуально менее значима, чем рема, она дана, известна из предыдущего контекста. Другое наименование – данное. (Тоже может быть носительницей нового.)
2) Рема содержит то, что сообщается о теме. Актуально более значима. Является носительницей нового. Другое название – новое.
Рема всегда вербально выражена. Тема же может быть нулевой, вербально невыраженной.
Типы высказываний:
1) Расчленненное – имеющее тему (может быть нулевой) и рему.
2) Нерасчлененное – то, где есть только рема.
АЧ автономно. Не зависит от синтаксического или грамматического членения.
В структурном плане тема и рема могут быть:
1) Коплексными (больше одного ЧП)
2) Некомплексными (один ЧП)
Основные средства выражения АЧ:
1) Порядок слов (тема перед ремой – прямой, объективный. Наоборот – обратный, субъективный).
2) Интонация (место логического ударения выделяет рему).
Тему помечает препозиционная частица “а”, постпозитивная “то”, “же”, синтаксически специализированные конструкции (если говорить о, что касается, что до).
Ступени АЧ:
1) Одноступенчатая (1 тема и рема)
2) Многоступенчатая (больше 1ой темы и ремы – СПП).
Приемы АЧ (разграничение темы и ремы):
Та часть высказывания, которая содержится в вопросе – тема.
1) Полный диктальный (по всему содержанию; что произошло, что случилось) – общеинформативное.
2) Частичный диктальный (ставится к части, если неизвестна вся инфомация) – частноинформативный.
3) Полный модальный (если информация известна, но говорящий сомневается в ее истинности) – общеверификативный.
4) Частичный модальный (если говорящий сомневается в достоверности части высказывания) – частноверификативный.
В тексте темы отдельных высказываний тесно связаны между собой и представлены в тематической последовательности.
4 ступени тематической последовательности:
1) Простая (рема предыдущего становится темой следующего – цепная связь)
2) Тематическая последовательность с постоянной темой (темы всех высказываний тождественны)
3) Тематическая последовательность с производными темами (в том случае, если темы отдельных высказываний являются производными из гипертемы текста)
4) Тематический скачек (если одно из звеньев является опущенным в силу своей очевидности)
Темы и ремы всех высказываний связаны между собой.
Рематическая доминанта – преобладание в текст ремы определенного вида.
1) Предметная (описательная)
2) Акциональная (развитие события – динамика)
3) Импрессивная (передача своего субъективного восприятия окр. мира)
4) Качественная (описание предмета через признак)
5) Статальная (рематическая доминанта – состояние)
6) Статально-динамическая (переход от состояния к дейсвию).
Функциональные классы предложений
(по цели высказывания)
1) Повествовательное
Цель – сообщение информации. Признаки: реальная модальность, изъявительное наклонение, особая повествовательная интонация (проявляется в повышении и понижении тона), обычно двусоставные, может быть осложнено.
2) Вопросительное
Задача – запросить информацию. Выражение: использование вопросительных слов, вопросит. мест., логическое ударение падает на вопросительное слово. Вопросительная интонация передается вопросительным знаком.
3) Вопросительно-побудительное
Форма – вопрос, семантика – побуждение. Это косвенное высказывание.
4) Риторический вопрос
Форма – вопрос, семантика – утверждение.
5) Побудительные
Выражают волеизъявление в форме совета, приказа, предупреждения. Повелительное наклонение, ирреальная модальность. Односоставные предложения (могут быть без глагола). Может быт императивное междометие, интонация, частица бы.
|
|
6) Оптативные
Коммуникативная задача – выражение желания. Языковые средства: сослагательное наклонение, ирреальная модальность, как правило, односоставные, безличные (но могут быть двусоставные).
7) Фатические
Установление, поддерживание и размыкание контакта. Средств выражения: этикетные междометия, отсутствие модально-временного плана.
8) Фатически -повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Промежуточный план.