Р. Лайкерт: мотивация – это ядро управления.
Мотивация – «movere» – толкать, побуждать.
Потребности:
1. первичные, врожденные, одинаковы для всех.
2. вторичные, приобретенные – социальные.
Потребности:
1. осознаваемые – вербализованные
2. неосознаваемые – не сформулированные.
Одни и те же потребности могут приводить к разным действиям.
Потребность приводит к возникновению мотивации, появления действий, приводящих к цели. При удачном действии происходит его повторение – закон эффекта.
Личностный смысл – одни и те же действия для разных людей могут иметь разный смысл.
Сдвиг мотивов – введено А.Н. Леонтьевым – действия, выполняемые для достижения цели, постепенно начинают производиться ради самих действий.
А. Маслоу: Теория иерархии потребностей. После основного удовлетворения одного уровня, потребность переходит на следующий, более высокий. А. Маслоу взял 200 биографий великих людей и проанализировал их потребности и мотивы.
1. Естественные потребности.
2. Потребность в гарантии (безопасности).
3. Потребность в аффилиации (в принадлежности, в присоединении).
4. Потребность в уважении и самоуважении (не просто членом группы, но значимым).
5. Потребность в самоактуализации и самореализации.
Большинство людей не доходят дальше 3 уровня.
Ученики А. Маслоу продолжили его идею и выделили высшую потребность – Потребность в помощи и самореализации других людей.
Кл. Алдерфер: Теория ERG. Сгруппировал (1) и (2) естественные потребности в существование. (3) потребность в отношение. (4) и (5) потребности роста. Чем больше удовлетворены низшие потребности, тем более значимы высшие потребности. Чем меньше удовлетворены потребности высших уровней, тем меньше значимы низшие.
Различные подходы:
1. Патерналистский подход (стимулирование людей независимо от успешности деятельности).
2. Теория Х – внешняя мотивация (экономическая, например).
3. Теория У – внутренняя мотивация, мотивация самой деятельностью. Труд естественен, как учеба или игра. (2), (3) – Д. Мак Грегор.
4. Главное – фактор принадлежности к группе единоличников. У. Оучи.
Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберг
Два полюса: максимальная удовлетворенность работой и максимальная неудовлетворенность работой.
Ранее они рассматривались как одно состояние с двумя полюсами. Ф. Херцберг предположил, что их два: максимальная удовлетворенность и минимальная удовлетворенность (аналогично неудовлетворенность). На состояние удовлетворенности влияют мотивами. На состояние неудовлетворенности влияют гигиенические факторы. Мотивы непосредственно связаны с содержанием труда.
Гигиенические – факторы внешние и не связаны самим трудом.
Внешние факторы (гигиенические) – в норме мы их не замечаем (чистый воздух).
1. санитарно-гигиенические факторы.
2. заработная плата.
3. взаимоотношение с руководством по вертикали.
4. взаимоотношение с сотрудниками.
Но даже идеализация этих факторов может лишь снизить неудовлетворенность, но не повысить их удовлетворенность. Есть несколько способов, как можно немного повысить удовлетворенность:
1. дать самостоятельность.
2. повысить уровень ответственности.
3. показать возможность профессионального роста.
На этой основе разрабатываются практические программы вроде программы «Обогащение труда», дабы труд стал более интересным и ответственным.
Но мотивация – процесс слишком сложный и анкетная методика Херцберга не позволила выявить объективные связи между удовлетворенностью, условиями и результативностью труда.
Теория мотивации и достижения Д. Мак Клелланда
Исследования начинались с теста тематической апперцепции (ТАТ) (рассказ истории по картинкам). Затем были исследования студентов: если студенты четко видели и формулировали проблему – отмечалась мотивация достижения; если преобладали общие слова и формулировки – мотивация аффилиации.
Д. Аткенсон занимался подобными исследованиями. Ученые исследуют людей с мотивацией достижения цели: сам ставит цели, сам ищет пути ее достижения. Такой человек ориентирован на цель, а не на внешнее достижение, и у него ярко выражена внутренняя мотивация. Формирование такой мотивации может зависеть от разных факторов. От соответствующей семейной обстановки и воспитания – высокие стандарты достижения (сам выбирает свой путь), постоянство в семейных ориентирах (ели можно – так можно, если нет – нет). От религиозного воспитания, например, в духе протестантизма; присутствует даже в таких странах, где высокий послевоенный уровень.
Человек, достигнув вершины, оказывается в пустоте, он не в состоянии поставить новую цель – болезнь Мартина Идена (герой романа Дж. Лондона). Недавно выделена еще одна мотивация – мотивация во власти.
Социальная психология групп.
Группа – ограниченная в размерах общность людей в пределах той или иной социальной целостности (определенного социального контекста – группа не существует сама по себе).
Р. Мертон. Группа – совокупность лиц, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность друг к другу и рассматриваемых как группа с точки зрения других лиц. Существуют признаки группы:
- Взаимодействие (различаются по характеру взаимодействия).
- Чувство причастности, принадлежности.
- Групповая идентичность (тождественность).
Агрегация – совокупность никак не взаимодействующих лиц (люди на остановке).
Относительно двух человек – мнения разняться. Я. Щепанский: двое – диада, а группа только из трех человек. Три человека более устойчивы, но всегда есть тенденция к объединению двух и выталкиванию третьего. Группа с нечетным числом лиц имеет меньше проблем, она более устойчива. Для различных дискуссионных групп оптимальное число лиц 7±2. Чем меньше группа, тем меньше процент прогулов.
Функция группы в обществе (Н. Смелзер):
1. Социализация. Первый агент социализации – семья, где учат основам поведения в обществе. Различают дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию. По другим мнения, социализация заканчивается в молодом возрасте. Если упущен какой-то период раннего детства агентами социализации, то догнать его очень сложно, или вовсе невозможно.
2. Инструментальная функция. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Многие вещи делать в одиночку невозможно. Образуются группы (музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.).
3. Экспрессивная функция. Для выражения чувств (день рождения, болельщик на стадионе и т.д.).
4. Поддерживающая функция. Психологическая поддержка (берем с собой кого-нибудь в опасное дело).
Эксперимент С. Шахтера. Студентам сразу говорят, что их ударяет электрическим током. Одной группе – о сильном ударе, другой – о слабом ударе. Затем их спрашивают: в одиночестве или в обществе себе подобных лучше ждать удар. 2/3 с сильным ударом решили ждать в группе. 2/3 со слабым ударом – все равно.
Проводились и другие эксперименты. Выяснилось, что первенцы и единственные в семье дети в большей степени искали поддержку у группы.
Классификация групп
Ч. Кули.
1. первичные – члены ее связаны сильными эмоциональными связями. Единственный их вид – семья.
2. вторичные – связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны.
Сейчас к первичным относят также студенческую группу и рабочий коллектив.
Э. Мейо.
1. Формальные – взаимодействие формализовано – различные инструкции и указания.
2. Неформальные.
Г. Хаймен (1942).
1. Группы членства – в составе ее индивид состоит (студенты СПбГУ).
2. Референтные группы (эталонные) – наиболее значимые, важные, ценные для индивида люди.
Т. Пасонс. Типы референтных групп.
1. Нормативные – мы мечтаем быть ее членом, во всем ей следуем
2. Сравнительные – используем только для сравнения, попасть туда не хотим (сравниваем зарплату).
3. Негативные – в корне отрицаем все характерное какой-то группе.
Воздействовать на человека можно через нормативную референтную группу.
Г.М. Андреева:
Группы:
1. условные – реально не существуют.
2. реальные:
– лабораторные
– естественные:
большие:
а) неорганизованные
б) организованные
малые:
а) развивающиеся (становящиеся)
б) коллектив.