Уровень притязаний и фрустраций личности

Взаимодействие компонентов структуры личности

Ф. Зимбардо. Изучал, как на поведение личности влияют условия той ситуации, в которой она оказалась (заключенные и преступники). В городе Пало-Альто выбрали 24 человека: 12 заключенных и 12 тюремщиков. Даже если роль навязана извне, человек оказывается ее рабом. Пример – «Принц и нищий». Явление профессиональной деформации также основано на этом – когда человек в любых ситуациях уже не может выйти из профессиональной роли, с которой сжился. Для борьбы с ней следует не воспринимать свою деятельность всерьез.

Гамигаули – грузинский психолог. Проводила эксперимент. Прокурорам и адвокатам предлагали юридические казусы для решения (кто прав, кто виноват, причем с позиции противоположной роли).

1/3 решить не смогли, не смогли взглянуть на ситуацию с противоположной стороны. Для борьбы с профессиональной деформацией у менеджеров (чтобы не принимали стереотипных решений) в учебный процесс для них включают совершенно другие предметы (например, основы современного искусства).

Влияние социальных ролей на типические реакции – на пример, степенность священника.

Влияние «Я» на типические реакции – каждый выполняет одну и ту же работу по-своему.

Компоненты успешного выполнения личностью ее социальной роли:

1. Информирование (должно быть четким, ясным и крепким).

2. Интернализация (нужно согласиться с правилами и принять их).

3. Соответствие между «Я» и социальной ролью (в противном случае – внутриролевой конфликт).

Розенберг проводил эксперимент по изучению того, в какой степени выбор будущей профессии связан с субъективным «Я». В нем принимали участие более 3 тысяч студентов. Сначала проводился опрос по предпочтению профессии. Было выделено 3 типа:

1. Податливое «Я». Для них самое главное – общение и помощь другим людям. Все зависит от конкретной ситуации. Они могут и подчиняться и проявлять инициативу. Обычно такие люди идут на социальную работу и в преподаватели.

2. Агрессивное «Я». Если о себе не позаботиться, могут обмануть. Хотят, как можно больше людей подчинить себе. Идут в сферу бизнеса и рекламы.

3. Отрешенное «Я». Стараются, как можно меньше зависеть от решений других людей. Идут в сферу естественных наук, архитектуру.

Макс Вебер развивал теорию социальных ролей. Для каждой организации можно сформулировать идеальный порядок исполнения каждой социальной роли, но каждый человек все равно выходит за их ранки.

Понятие уровня притязаний ввел в психологию Курт Левин, определяя его, как степень трудности целей, которые мы ставим перед собой. Он зависит от ближайшего социального окружения.

Эксперимент Н.Ф. Наумовой и М. Слюсарянского был проведен в Перми на молодых рабочих. Хотели выявить зависимость между социальным происхождением и удовлетворенностью настоящим социальным положением. Самые удовлетворенные – дети крестьян, затем дети рабочих, дети инженерно – технических служащих, а наименее удовлетворенные – дети ответственных работников.

Уровень достижений – как правило, ниже уровня притязаний. Разница между ними – фактор внутренней мотивации личности. При достижении уровня притязаний

1. Он растет, хотя и не всегда.

2. Останавливается на достигнутом.

3. Пытается снизить уровень планки (т.к. считает успех незаслуженным, случайным)

Фрустрация – возникает при невозможности удовлетворить свои притязания. От латинского – крушение, расстройство. Это психическое состояние, переживаемое личностью при столкновении с непреодолимым препятствием на пути достижения цели или препятствием, кажущимся таковым.

1. Обход препятствия.

2. Реакция фиксации ошибки (раз за разом повторяет одну и ту же ошибку). Следует сделать перерыв.

3. Агрессия (по отношению к препятствию, к людям, вызвавшим фрустрацию, смещение агрессии на других или на себя (суицид)).

4. Замещение цели.

5. Рационализация (попытка объяснить, почему мне не нужна эта цель, раз я не могу ее добиться).

6. Вытеснение (не помним плохое).

7. Уход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: