Характеристика служащих
Характеристика служебной среды
Причины и условия коррупционной преступности
Механизм коррупции
1. Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.
Коррупция — это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных Либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
2. Механизм коррупции - это:
• двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или
услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях;
• вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;
|
|
• активный подкуп служащих, связанный с одновременным сильным психическим воздействием на них (характерно для организованной преступности).
3. Коррупция является следствием как общих, так и специфических процессов детерминации преступности. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой.
При рассмотрении причин и условий коррупционной преступности необходимо отметить:
• характеристику служебной среды;
• характеристику служащих;
• состояние социального контроля.
4. В служебной среде (условиях службы) обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:
• Невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. При этом в России задержка выплаты государственным служащим зарплаты порождает ситуацию крайней нужды в семьях и под влиянием последней у части служащих формируется мотивация на совершение коррупционного преступления.
• Тип управления. При ситуативном управлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтому здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативном управлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила.
• Социально-психологическая обстановка. Признание коррупции в среде
государственных служащих нормальным явлением является фактором формирования криминальной мотивации.
|
|
5. В характеристике самих служащих, совершающих коррупционные преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость проявляется при инициативном подкупе. Говоря о социальной среде, окружающей личность, следует отметить:
• наличие в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния,
достигнутого за счет коррупционной и иной криминальной деятельности;
• материально обеспеченный уровень жизни личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем;
• наличие дорогостоящих привычек, интересов и т. д.
6. Социальный контроль должен носить упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных — это составляющие причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию.
ТЕМА 30.
Предупреждение коррупционной преступности
1. Общее предупреждение