Юридические лица

Юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает на праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности, выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Все юридические лица в России проходят государственную регистра­цию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в бан­ках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица, В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т. е. не имеющие статуса юридического лица), например филиалы и пред­ставительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности — достаточ­ны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т. е. юридическим лицом.

1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (еди­ноличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой ре­гламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становит­ся возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.

«Вместо естественного объединения интересов физического лица един­ством его мышления и воли (в юридическом лице) мы имеем искусственное соединение, в котором растворяется часть интересов отдельных лиц, претво­ряясь затем в высшем единстве — общности интересов»1. Таким образом, множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учре­дительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или ино­го вида юридических лиц.

2) Если организационное единство необходимо для объединения мно­жества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая прак­тическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объедине­ние этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Так, под имуществом можно понимать только вещи, а значит, отсутст­вие вещей в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ве­дении организации препятствует признанию ее юридическим лицом. С дру­гой стороны, в понятие имущества наряду с вещами можно включить и обя­зательственные права. Ведь могут существовать и такие юридические лица, все имущество которых исчерпывается средствами на банковском счете и арендуемым помещением. Обе эти позиции объединяет то, что наличие имущества (понимаемого более или менее широко) рассматривается как не­обходимый атрибут юридического лица. Но признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества, а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность, а это не одно и то же.

Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом, как бы широко мы его ни трактовали. Так, большинство некоммерческих организаций на другой день после создания не имеют ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся иму­щественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом, т. е. в их спо­собности быть единственным носителем единого самостоятельного нерас­члененного имущественного права того или иного вида.

Степени имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут существенно различаться. Так, хозяйственные това­рищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на при­надлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь пра­вом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом говорит о такой степени обособленности имущества, которая достаточна для признания данного социального образования юридическим лицом.

Итак, имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, тогда как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внеш­нее проявление имущественная обособленность данного юридического ли­ца.

Персональный состав участников нескольких юридических лиц и их ор­ганов управления, равно как и их компетенция, порой могут полностью сов­падать, поэтому с чисто организационной точки зрения их трудно разграни­чить. В этом случае именно имущество, принадлежащее данному юридиче­скому лицу, и только ему, отделенное от имуществ всех других юридиче­ских лиц, позволяет точно его идентифицировать.

3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст. 56 ПС. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам пер­вых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет граж­данско-правовую ответственность по своим обязательствам.

Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключе­ния из правила о самостоятельной ответственности юридического лица1 ни в коей мере не колеблют общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени озна­чает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.

Правосубъектность юридического лица. Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает воз­можность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанно­сти, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособ­ность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязан­ностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксиро­ваны в его учредительных документах.

До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил част­ные коммерческие организации общей правоспособностью. Было бы оши­бочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГК пока­зывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юриди­ческих лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммер­ческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общепо­лезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнориро­ванию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, за­крепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предме­том деятельности, который определен уставом предприятия.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государст­венного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получе­ния от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, зако­ном могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц1.

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособно­стью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкрет­ные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не вхо­дит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвента­ря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность возникает и прекращается одно­временно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществ­лять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица — это, естественно, деятельность лю­дей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознатель­ным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и со­здают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей — преро­гатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического ли­ца — это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то упол­номочий (без доверенности)^. В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, прав­ление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совер­шения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут при­знаваться недействительными только в том случае, если другая сторона зна­ла или заведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приоб­ретать его представители, действующие на основе доверенности, выдавае­мой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юриди­ческого лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение за­ключенных договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в ка­кой действия работников организации охватываются их служебными обя­занностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).

Индивидуализация юридического лица. Индивидуализация юриди­ческого лица, т. е. его выделение из массы всех других организаций, осуще­ствляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наи­менования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его госу­дарственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК).


§ 2. Учредительные документы, правоспособность

и дееспособность юридического лица. Его наименование,

место нахождения, филиалы и представительства

Юридическое лицо действует на основании своих учредитель­ных документов: учредительного договора, если юридическое лицо создается несколькими физическими и (или) юридическими лица­ми, и устава. В некоторых случаях дело ограничивается только учредительным договором или уставом, о чем будет сказано ниже применительно к отдельным видам юридических лиц. Учредитель­ный договор заключается, а устав утверждается самими учредите­лями (участниками) юридического лица (ст. 52 ГК). Учредитель­ные документы должны определять наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы, место нахождения (по общему правилу ст. 54 ГК им является место государственной регистрации юридического лица, если в случаях, предусмотренных специальным законом, в учредительных доку­ментах не установлено иное), порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержать другие сведения, предус­мотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Статья 54 ГК требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим она говорит о фирменном наименовании коммерческих организаций, которое, будучи зарегистрировано, создает для юридического лица исключительное право на это наименование, выражающееся в его защите: запрещении другим лицам использовать это наименование и обязанности возместить убытки, причиненные таким использованием.

Между тем наименование любого юридического лица реги­стрируется вместе с регистрацией юридического лица в составе его учредительных документов и фактически косвенно защищается на основании ст. 152 ГК, обеспечивающей защиту деловой репутации любого юридического лица и предусматривающей возмещение не только убытков, но и морального вреда. Конечно, распространение сведений, подрывающих деловую репутацию, и использование чужого имени — не одно и то же, но последнее может подрывать деловую репутацию законного обладателя имени (наименования). Поэтому правила о защите фирменного наименования коммерчес­ких организаций (п. 4 ст. 54 ГК) следовало бы распространить на все юридические лица.

В учредительных документах некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий, а в предусмотренных законами случаях и других коммерческих организаций должны быть опреде­лены предмет и цели деятельности данного юридического лица. Такое указание ограничивает объем или сферу правоспособности юридического лица, которая в принципе для всех остальных ком­мерческих юридических лиц является общей, т.е. равной для всех них и допускает совершение любых сделок и приобретение и осуществление любых гражданских прав во всех сферах и отраслях хозяйства в общих пределах и границах, установленных законода­тельством для всех участников хозяйственной деятельности. Такие установленные законодательством общие пределы включают необ­ходимость получения специальной лицензии для определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, оказания медицинских услуг и т.п,). Но получить такую лицензию может любое коммерческое юридическое лицо, если оно удовлетворяет установленным требованиям.

Те же юридические лица, в учредительных документах которых специально определены предмет и цель их деятельности, находятся в ином положении. Они не вправе совершать сделки, приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выходящие за пределы сформулированных в учредительных документах этих юридических лиц уставных целей и предмета деятельности. Таким образом, их гражданская правоспособность должна быть признана не обшей, а специальной. Условия недействительности сделок, выходящих за пределы специальной правоспособности юридичес­кого лица, определены ст. 173 ГК (см. об этом в гл. 9).

Дееспособность юридического лица осуществляется его органами. "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами", — гласит ст. 53 ГК.

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахож­дения филиалы и представительства (ст. 55 ГК). Последние пред­ставляют интересы юридического лица и защищают их. Филиалы ведут более широкую деятельность: помимо представительских осуществляют все или часть функций юридического лица.

Филиалы и представительства входят в состав юридического лица и сами юридическими лицами не являются. Выданное им юридическим лицом имущество остается имуществом юридичес­кого лица. Филиалы и представительства действуют на основании; положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом. Руководители представительств и филиалов действуют на основа­нии доверенностей, выданных создавшим их юридическим ЛИЦОМ.

Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (например, унитарные пред­приятия) должны включать в свое название также указание на характер их деятельности.

Фирменное наименование (или фирма) — это название коммерческой организации. Впредь до принятия специального нормативного акта порядок использования и защиты фирменных наименований регулируется ГК и в ча­сти, не противоречащей ему. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

Статья 54 ГК исходит из необходимости специальной регистрации фирменного наименования, с момента которой и возникает право на фирму. Однако процедура такой регистрации пока еще не разработана, и на практике регистрация юридического лица означает одновременно и регистрацию его фирмы. В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные зна­ки и наименования мест происхождения товаров.

Производственная марка — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандар­ты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потреби­тельских свойств и ряд других данных. Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объем­ное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используе­мое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Исполь­зование товарного знака является субъективным правом товаропроизводи­теля и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содер­жит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и при­сутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организа­ции. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками та­ких объединений. Организации, основная деятельность которых заключа­ется в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и ис­пользовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному зна­ку.

§ 2. Образование и прекращение юридических лиц

Образование юридического лица. В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука граждан­ского права традиционно выделяет следующие способы образования юри­дических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Для него также характерно отсутствие специаль­ной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения дей­ствовать в качестве юридического лица.

Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего прави­ла о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэто­му можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы обра­зования организаций в настоящее время в России не применяются.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполага­ет, что создание организации разрешено тем или иным компетентным орга­ном. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не тре­буется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный по­рядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое ли­цо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственно­стью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе созда­ния и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как раз­новидность договора простого товарищества (договора о совместной дея­тельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (про­стой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключе­ния.

Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утвер­ждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального ха­рактера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномочен­ные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учреди­телей). Устав можно рассматривать в качестве локального нормативного ак­та, определяющего правовое положение юридического лица и регулирую­щего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд не­коммерческих организаций может действовать также на основе общего по­ложения об организациях данного вида2 или общего устава общественного объединения.

Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.

Государственная регистрация юридических лиц. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического ли­ца, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необхо­димых для создания нового субъекта права, и принимает решение о призна­нии организации юридическим лицом. После этого основные данные об ор­ганизации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Поэтому на практике государственная регистрация осуществляется налоговыми органами.

Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т. е. приостановления деятельности ряда организаций.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юри­дического лица.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т. е. добровольно. Одна­ко в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. При­чем, если решение суда или компетентного государственного органа о реор­ганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего уп­равляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганиза­цию (п. 2 ст. 57 ГК).

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразо­вание). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций воз­никает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях ре­организация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, реорганизация завершается в момент иск­лючения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредито­ров, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмеще­ния убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятель­ности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юриди­ческих лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добро­вольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридиче­ского лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствую­щего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена за­коном, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями зако­нодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополни­тельные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяй­ственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основа­ние ликвидации, как утрата имущества, т. е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капита­ла. И в том и в другом случае ликвидация может производиться как добро­вольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61—64 ГК и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, приняв­шие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Лик­видационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвида­ции юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уве­домляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юриди­ческого лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолжен­ности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удов­летворяются законные требования кредиторов, причем выплаты произво­дятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная ко­миссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная ко­миссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организа­ции. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирую­щему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в еди­ный государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятель­ность организации считается прекращенной.

Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и рядом других нормативных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: