Ко второму уровню относятся бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Третий уровень составляют местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
На основании норм ст.ст. 6, 13, 14, 15 БК РФ можно сформулировать следующие определения.
Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, т.е. обеспечение платежеспособности государства в целом. Он определяет финансирование государства, без которого невозможны его нормальное функционирование и развитие.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) также представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъектов Федерации, отнесенных к предметам их ведения.
|
|
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для финансирования деятельности административно-территориальных образований. Правом на местный бюджет имеют только те административно-территориальные единицы, которые имеют статус муниципальных образований. Отдельные населенные пункты, другие территории, не являющиеся муниципальными образованиями, могут иметь сметы доходов и расходов, которые в силу ст. 15 БК РФ могут быть предусмотрены в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений.
В бюджетном законодательстве также используется понятие консолидированного бюджета, представляющего собой свод бюджетов разного уровня.
Легальное определение бюджетной системы содержится в ст. 6 БК РФ: «бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Принципы и система налогообложения в Российской Федерации имеют конституционную основу.
|
|
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ).
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита (ст. 6 БК РФ).
Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти.
Важнейшими источниками финансирования (покрытия) дефицита бюджета являются заимствования.
Государственные заимствования по источнику и валюте получения подразделяются на внутренние и внешние.
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств.
Статья 28 БК РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2000 г., содержит более полный перечень принципов бюджетной системы РФ, в соответствии с которыми должны осуществляться бюджетный процесс, бюджетные правоотношения.
Таким образом, согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1.единства бюджетной системы Российской Федерации;
2.разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
3.самостоятельности бюджетов;
4.равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5.полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6.сбалансированности бюджета;
7.результативности и эффективности использования бюджетных средств;
|
|
8.общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9.прозрачности (открытости); (гласности);
10. достоверности бюджета;
11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
12. подведомственности расходов бюджетов;
13. единства кассы
[1] Ст. 8 Конституции РФ, принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием; ст. 29 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм.); ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с посл. изм.)
[2] См. например: ст. 36 Бюджетного кодекса РФ.
[3] См. например: ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
[4] См. например: ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
[5] См. например: Раздел VI Налогового кодекса Российской Федерации
[6] См. например: Финансовое право. / Под ред. Н.И. Химичевой. — С. 40 – 41; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. — М.: Юристъ, 1999. — С. 39; Советское финансовое право. — М., 1982. — С. 34-39; Советское финансовое право. — М., 1978. — С. 29 — 30.
[7] Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. — М., 1989. — С. 24.
1 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. №6212/98 // Вестник ВАС. — 1999. — № 9.
[8] Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2003 № Ф04/1426-196/А75-2003.
[9] БНА. — 2007. — № 13.