Первый уровень бюджетной системы РФ образует федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

Ко второму уровню относятся бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень составляют местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

На основании норм ст.ст. 6, 13, 14, 15 БК РФ можно сформулировать следующие определения.

Федеральный бюджет представляет собой форму обра­зования и расходования денежных средств, предназначен­ных для исполнения расходных обязательств Российской Феде­рации, т.е. обеспечение платежеспособности государства в целом. Он определяет финансирование государства, без кото­рого невозможны его нормальное функционирование и разви­тие.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) также представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъектов Федерации, отнесенных к предметам их ведения.

Бюджет муниципального образования (местный бюд­жет) предназначен для финансирования деятельности административно-территориальных образований. Правом на местный бюджет имеют только те административно-территориальные единицы, которые имеют статус муниципальных образований. Отдельные населенные пункты, другие территории, не являющиеся муниципальными образованиями, могут иметь сметы доходов и расходов, которые в силу ст. 15 БК РФ могут быть предусмотрены в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений.

В бюджетном законодательстве также используется понятие консолидированного бюджета, представляющего собой свод бюджетов разного уровня.

Легальное определение бюджетной системы содержится в ст. 6 БК РФ: «бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и нена­логовых видов доходов, а также за счет безвозмездных пере­числений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные нало­говым законодательством Российской Федерации федераль­ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Принципы и система налогообложения в Российской Федерации имеют конституционную основу.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ).

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита (ст. 6 БК РФ).

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти.

Важнейшими источниками финансирования (покрытия) дефицита бюджета являются заимствования.

Государственные заимствования по источнику и валюте получения подразделяются на внутренние и внешние.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств.

Статья 28 БК РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2000 г., содержит более полный перечень принципов бюджетной системы РФ, в соответствии с которыми должны осуществляться бюджетный процесс, бюджетные правоотношения.

Таким образом, согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1.единства бюджетной системы Российской Федерации;

2.разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3.самостоятельности бюджетов;

4.равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5.полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6.сбалансированности бюджета;

7.результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8.общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9.прозрачности (открытости); (гласности);

10. достоверности бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности расходов бюджетов;

13. единства кассы


[1] Ст. 8 Конституции РФ, принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием; ст. 29 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм.); ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с посл. изм.)

[2] См. например: ст. 36 Бюджетного кодекса РФ.

[3] См. например: ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

[4] См. например: ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

[5] См. например: Раздел VI Налогового кодекса Российской Федерации

[6] См. например: Финансовое право. / Под ред. Н.И. Химичевой. — С. 40 – 41; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. — М.: Юристъ, 1999. — С. 39; Советское финансовое право. — М., 1982. — С. 34-39; Советское финансовое право. — М., 1978. — С. 29 — 30.

[7] Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. — М., 1989. — С. 24.

1 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. №6212/98 // Вестник ВАС. — 1999. — № 9.

[8] Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2003 № Ф04/1426-196/А75-2003.

[9] БНА. — 2007. — № 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: