Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка - это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как представленных налогоплательщиком, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.

Порядок проведения налоговых проверок нормативно определен ст. 88 НК РФ.

Первый признак. Камеральная проверка в силу ст. 88 НК РФ проводится только по месту нахождения налогового органа.

Проведение камеральной проверки на территории налогоплательщика законодателем не допускается.

Второй признак. Камеральная проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ) состоит в исследовании на предмет соответствия налоговому законодательству преимущественно налоговых деклараций и налоговых расчетов.

В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Проверка проводится на основании:

налоговых деклараций и расчетов;

документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации и расчету;

документов, самостоятельно представленных налогоплательщиком;

других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третий признак. Для проведения камеральной проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проведение камеральной проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа, а проводится должностными лицами налогового органа непосредственно после представления налогоплательщиком необходимой налоговой отчетности.

В соответствии с п. 2.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент по работе с налогоплательщиками ) в случае выявления несоответствия установленной форме представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган не принимает такую документацию.

Камеральная проверка начинается в момент представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчетов) и документов, если необходимость представления таковых прямо предусмотрена НК РФ. Специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется.

ФНС РФ в письме от 18.12.2005 № 06-1-04/648 подтверждает, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Поэтому камеральную проверку необходимо рассматривать как текущую работу должностных лиц налоговых органов.

Процедура проведения камеральной проверки определена Регламентом. На основании положений данного документа можно выделить несколько обязательных этапов проведения камеральной налоговой проверки:

1. проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости из заполнения и т.д.);

3. арифметический контроль;

4. проверка своевременности представления данных налоговой отчетности;

5. проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;

6. проверка правильности исчисление налоговой базы

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы налоговый орган в обязательном порядке осуществляет следующие контрольные мероприятия.

Во-первых, проводится сопоставление отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущих периодов. Выявление явного несоответствия показателей отчетного периода показателям прошедших периодов, не обусловленного какими-либо причинами (ввод в эксплуатацию нового оборудование, расширение штата сотрудников и др.), может повлечь более тщательное исследование представленных документов, включение налогоплательщика в список кандидатов на выездную проверку.

Во-вторых, налоговый орган проводит сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговой декларации по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

В-третьих, производится оценка достоверности показателей представленной налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В-четвертых, налоговый орган анализирует соответствие уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, воды и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: