Понятие и социально-экономическая роль государственных и местных бюджетов

Лекция 4. Бюджетная система РФ

Государственный бюджет как централизованный денежный фонд, предназначенный для финансового обеспечения государевых, а затем и государственных нужд, возникает практически с появлением государст­ва.

Бюджет нормандское слово (bougette), возможно про­исходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок». В таком мешке в английском парламен­те вносились акты, касающиеся государственной росписи. Ес­ли не предварительные росписи, то финансовые счета суще­ствовали в Англии уже в первые годы нормандского влады­чества. Во всяком случае, в подписанной в 1215 г. Великой хартии вольностей уже предусматривалось, что король без со­гласия парламента не может налагать подати, т.е. ограничи­валась возможность установления им дополнительных источ­ников бюджетных доходов.

На Руси отношения по поводу формирования системы централизованных доходов и расходов сформировались несколько позже, что было связано с неразвитостью денежной системы, а, затем, - и с татаро-монгольским игом. Отмечается, что годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (около 1296-1340 г.г.), полу­чил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское - символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств.

Легальное определение бюджета в современном российском праве не отличается устойчивостью.

В ст.1 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года под бюджетом понималась форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2000 г., бюджет - это форма образования и расходо­вания фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, существование бюджета перестало увязываться лишь с необходимостью финансирования государственных органов, кроме того, учи­тывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (п. 2 ст. 3, ст.ст. и, 12, 132 Конституции РФ).

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ) ст. 6 Кодекса изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 г., согласно которой бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет может быть рассмотрен в трех аспектах:

в материальном смысле;

как экономическая категория;

как правовая категория.

С материальной точки зрения бюджет можно рассмат­ривать как фонд денежных средств, находящихся в распоря­жении государства или муниципального образования, имеющий соответствующую количественную и качественную определенность. В силу внесенных с 1 января 2008 г. изменений в легальное определение бюджета, в БК РФ бюджет понимается именно в материальном смысле, т.е. как фонд денежных средств, выступающий формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Сущность бюджета раскрывается не через его материальную оболочку, количественную характеристику, хотя это и важная сторона, а через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с его функционированием, что требует рассмотрения бюджета как экономической категории, определяющей бюджет как явление, выполняющее свойственные ему функции. В этом ракурсе бюджет предстает как системно упорядоченная совокупность экономических (денежных) от­ношений, посредством которых осуществляется формирование и использование централизован­ного фонда денежных средств национально-государственного либо административно-территориального образования. Суть регулятивной функции заключается, в первую очередь, в том, что через нее реализуется общественное назначение бюджета - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. В процессе реализации регулятивной функции бюджета осуществляется распределение национального дохода, совокупного общественного продукта, национального богатства. Кроме того, с использованием механизмов бюджетного регулирования государство получает возможность стимулирования социально значимых явлений и процессов

Контрольная функция бюджета заключается в контроле за распределением общественного продукта на фонды и расходованием их по целевому назначению. То есть, посредством реализации данной функции бюджета общество получает сведения о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают финансовые ресурсы в распоряжение субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они ими используются, имеет возможность наблюдать финансовые потоки в государстве с целью своевременного вмешательства.

Понимание бюджета как категории права связано с необходимостью правового оформления характеристик денежного фонда публичного образования, а также юридического закрепления прав и обязанностей участников отношений, возникающих в процессе образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В этом случае бюджет должен пониматься как финансово-плановый акт, утверждаемый в установленном законом порядке соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Бюджет как основной финансовый план обладает рядом признаков:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития;

во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Данная координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов (например, смет министерств).

При этом нельзя путать финансово-плановый акт как способ оформления фонда бюджетных средств с юридической формой его закрепления – нормативным правовым актом высшей юридической силы.

Чтобы бюджет приобрел юридическое значение необходимо соблюдение установленной правовой формы. Ст. 11 БК РФ устанавливает, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Изложенное позволяет сформулировать следующее обобщающее определение.

Бюджет - это централизованный фонд денежных средств,

являющийся собственностью соответствующего государственного или муниципального об­разования,

образуемый и используемый посредством системы императивных экономических (денежных) отношений по распределению и перераспределению национального дохода страны в интересах финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления,

показатели которого закрепляются в виде финансового плана, имеющего универсальный и координирующий характер, утверждаемого правовым актом высшей юридической силы соответствующего представительными органами государственной власти (местного самоуправ­ления).

Соответственно распределению власти и территориальному устройству государства в Российской Федерации правом на бюджеты обладают: Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования. Статья 10 БК РФ устанавливает трехуровневую структуру бюджетной системы РФ, характерную для федеративного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: