Послевоенный период развития мировой авиации ознаменовался расширением производства реактивных боевых самолетов, созданием скоростных пассажирских самолетов с газотурбинными (турбовинтовыми и турбореактивными) двигателями. Долгие годы велись работы по винтокрылым аппаратам (автожирам и вертолетам), последовательно улучшались их характеристики и, наконец, они уверенно вошли в авиацию и значительно расширили ее возможности как в военной области, так и народном хозяйстве. Интенсивно развивались воздухоплавательные летательные аппараты (СССР, США, Англия, Япония, Франция и др.).
МиГ-9 (1946) F-80 (1946),
Як-15(1946) F-84 (1947),
МиГ-15 (1947) F-86 (1947),
МиГ-17 (1950)
Ла-15 (1948)
50-е годы. "Законодатели" мод – СССР и США
В начале 50-х годов созданы первые серийные сверхзвуковые самолеты, и через несколько лет их скорость значительно превысила скорость звука (СССР, СУ-7, 1954г.). Самолеты стали оснащать ракетным вооружением и радиолокационными прицельными станциями. Последующие годы ознаменовались созданием ряда летательных аппаратов новых типов – многорежимных самолетов, самолетов с изменяемой геометрией крыла.
|
|
США: 1) 1954г. – СВВП, "Конвэр", XFY-1.
2) 1957г. – Х-13, "Вертиджет".
СССР: МиГ-9; Як-15; МиГ-15, -17, -19, -21;
Як-23, -25, -28; СУ-7, СУ-9.
Возможности базирования боевой и транспортной авиации расширились с проведением эксперимента по СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки), у которых для создания подъемной силы используется в той или иной мере силовая установка ЛА. Производительность и рентабельность воздушных перевозок существенно возросли после внедрения широкофюзеляжных самолетов большой пассажировместимости и грузоподъемности.
В 1958 году число пассажиров перелетевших через Атлантику на авиарейсах, стало больше числа пассажиров, перевезенных на морских судах.
Для военного применения (например, для разведки) разработаны дистанционно-пилотируемые летательные аппараты, управляемые с командных пунктов по каналам радиосвязи. На воздушном транспорте апробированы первые образцы сверхзвуковых пассажирских самолетов, производство военной авиационной техники резко повышалось при возникновении военных конфликтов (война в Корее 50-53 гг.). Европейские страны в этот период выпускали лицензионную американскую военную технику в ущерб собственным разработкам. США стали крупнейшим экспортером военной техники, а с началом широкого производства реактивных пассажирских самолетов стали доминировать на гражданском авиационном рынке. После снятия в 1945 году запрета на производство самолетов, в ФРГ и Японии возрождаются авиационные фирмы.
|
|
ВЕРТОЛЕТЫ. Создается большое число серийных вертолетов различного назначения. Вместо поршневых двигателей начинают устанавливаться турбовинтовые двигатели. Наибольшее распространение получили вертолеты одновинтовой схемы.
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ЛА. США стали применять автоматические аэростаты, полеты которых происходили в стратосфере (11-50 км) для изучения метеопроцессов, связи и др. Началась разработка методов искусственного воздействия на тропосферные процессы (рассеивание туманов, низкой облачности над ВПП аэродромов, защита от града). Возобновились спортивные полеты на СА, наполняемых водородом.