Свидетели

Институт биев.

Судебная власть в казахской степи издревле осуществлялась в основном биями. По некоторым данным, суды биев как таковые существовали задолго до правления Тауке-хана (после 1652 до 1680 - ок. 1715 гг). Традиционный суд биев, приспособленный к кочевому и полукочевому образу жизни функционировал в казахском обществе до начала XIX века, постепенно уникальная государственная структура была ликвидирована царским правительством.

В жизни казахского общества особая роль принадлежала традиционному суду биев, в функции которого входило разбирательство уголовных, имущественных, внутрисемейных правонарушений и преступлений. Вплоть до середины девятнадцатого века споры у казахов разрешались биями. Согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова: «Возведение в звание бия не обусловливалось у киргизов (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание». Далее Ч. Валиханов пишет: «Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер. В пользу суда биев мы можем привести еще один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию. Известно достоверно, что в Кокчетаве в нынешнее лето было решено несколько десятков такого рода дел».

Существовал определенный порядок ведения суда. Судебный процесс начинался только после обращения заявителей или по просьбе властных структур: старшин, султанов или ханов. По традиции сохранились некоторые элементы древних ритуалов: для того чтобы выбрать того или иного бия, участники судебного процесса бросали перед ним плети в знак того, что доверяют ему. Ответчик мог не согласиться с составом суда и отказаться от услуг этих биев. Решение биев султаны и старшины приводили в исполнение немедленно. Жалобы на несправедливое решение биев встречались редко. Если приговор был вынесен неправильно, бий мог потерять свою репутацию и постоянный источник своего дохода, поэтому жалобы на несправедливые решения суда биев встречались очень редко. За свой труд бий получал вознаграждение ― «бидің билігі», которое оплачивал виновный (десятую часть от оспариваемого имущества).

Знаменитыми биями XVIII века, пользовавшимися авторитетом и уважением в обществе, были: Толе из Старшего, Казыбек - из Среднего и Аптеке - из Младшего жузов.

Для ведения судебного разбирательства необходимы были свидетели, которые бы доказывали или отрицали вину обвиняемого. Причем требовались показания не менее 2-4 свидетелей с положительной репутацией. В случае отсутствия таковых к присяге приводили честных людей и брали их в свидетели. Исключение составляли женщины, слуги, рабы, несовершеннолетние, люди отрицательного поведения и лжесвидетели. Главное достоинство суда биев заключается в отсутствии формальностей и всякой официальной рутины. Положение бия в казахском обществе было основано на его авторитете, и звание это очень ценилось в казахском обществе. Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных; решения его подлежат обжалованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: