Пути решения земельного вопроса

Суд.

Образование и казахский язык.

Решение религиозных вопросов.

В своем обращении казахи просили министра внутренних дел подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию, как это было до введения административных реформ 1867 — 18б8 годов. Они просили разрешить казахам свободно строить мечети и медресе. Составители петиции просили разрешения на открытие типографий для издания газет и книг, в том числе и религиозных. Содержались и требования свободного совершения хаджа в Мекку, запрета посещения казахских аулов православными миссионерами. Было выдвинуто требование о наложении запрета на переход казахам, не достигшим совершеннолетия, в другую религию. В то же время считался логичным беспрепятственный обратный переход в лоно ислама из других конфессий.

В медресе просили разрешить преподавание арабского, персидского и турецкого языков. В петиции содержались и просьбы о выделении ссуд для ремонта обветшавших или постройки новых мечетей и медресе в Степи. Предлагалось в каждой волости назначить специальных сборщиков, которые должны собирать религиозные налоги. Последние предполагалось использовать для стипендий ученикам из бедных семей.

В петиции предлагалось обязательное преподавание в школах азов мусульманства, а только затем обучение «русской грамоте». Составители петиции выступили против обучения христианству в школах.

Казахские представители добивались, чтобы «начальники над киргизским народом знали бы киргизского языка». Одним из прогрессивных пунктов петиции можно отметить требование о необходимости перевода делопроизводства на казахский язык. А следствие должно было осуществляться без переводчика. Все писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного казахского населения.

Казахи выражали протест по вопросу административной высылки степняков без суда и следствия. Как известно, генерал-губернатор Степного края получил право высылать казахов по одному только подозрению. Бракоразводные дела предлагалось изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников. При убийстве наряду с законным наказанием просили оставить выплату куна согласно прежним казахским судебным обычаям. При окружном суде должны были обязательно быть присяжные заседатели. Кроме того, обвиняемые обязательно должны иметь защитников. Составители петиции просили, чтобы суд биев подчинялся Министерству юстиции, а не местным властям.

К началу ХХ века заметно обострился земельный вопрос. Поэтому в петиции этой проблеме было уделено особое внимание. Авторы петиции требовали возвращения 10-верстного пространства, а также землеустройства казахов на кабинетных (горнозаводских) землях. Отобранные в течение последних 20 лет у казахов земли должны быть возвращены прежним их хозяевам. А свободные земли в районе казахских кочевий предлагалось передавать исключительно мусульманам-переселенцам с Кавказа и из России. Зимние и летние стоянки должны были оставаться в ведении самих бывших хозяев.

В петиции содержались и требования, связанные с допуском казахов к свободному пользованию лесом. Содержались и просьбы о передаче в пользование коренного населения соляных и рыбных озер, находящихся в районе их кочевий. Предусматривалась и сдача этих озер в аренду через доверенных и уполномоченных от казахского населения. А вырученные от аренды деньги предполагалось аккумулировать в депозитах, которые можно было использовать для заготовки запасов продовольствия.

Составители петиций продемонстрировали высокую степень решительности и организованности. Но царизм на выполнение этих требований не пошел, так как они не отвечали колониальной политике Российской империи. В то же время они сыграли свою положительную роль при допуске казахов в состав I и II Государственных Дум России.

Один из казахских депутатов, Шахмардан Кожагулулы стал членом Президиума партии "Иттифак-аль-Муслимии " (Союз мусульман). С 1905г. появляются политические статьи казахских авторов как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый обшеказахский съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Во главе национально-освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейхан, Миржакып Дулатулы, Бакытжан Каратай, Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокай, Ахмет Байтурсын и др.

В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от казахских областей, в том числе освобожденный из Павлодарской тюрьмы А. Бокейхан, Ш. Кожагулулы, Б. Каратай. Они выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: