Кинематография Казахстана

Литература и искусство

Были заложены основы научной истории независимого Казахстана.

В 1995 г. правительство республики одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки. Ученые Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Национальной академии наук, Института археологии им. А.Маргулана вместе с коллегами из вузов приступили к изданию многотомной истории Казахстана. Вышел однотомник истории Казахстана на английском языке. С 1998 г. Институт истории и этнологии им. Ш.Уалиханова Национальной академии наук начал выпускать журнал «Отан тарихы» («История Отечества»). На формирование новых взглядов на историю значительно повлияли журнал «Казак тарихы», издание КазГНУ им. аль-Фараби «Хабаршы» (историческая серия). Книга действительного члена НАН Н.Назарбаева «Тарих толкынында» («В потоке истории»), вышедшая в 1999 г., была оценена как значительный вклад в дело формирования нового взгляда на прошлое и будущее нации и государства с позиций общечеловеческих ценностей.

Произошли значительные изменения в духовной сфере. Широкий международный резонанс в рамках ЮНЕСКО получили празднования юбилеев в честь великих людей казахского народа и великих событий отечественной истории:

1995 г. - 150-летие великого Абая Кунанбаева;

1995 г. - 50-летие Победы в Великой Отечественной войне;

1996 г. - 150-летие Жамбыла Жабаева;

1997 г. - 100-летие Мухтара Ауэзова;

1998 г. - 500-летие Мухаммед Хайдара Дулати;

1999 г.- 100-летие Каныша Сатпаева;

2000 г. - Год поддержки культуры;

2000 г. - 1500-летие древнего Туркестана;

2002 г. - 2000 летие древнего Тараза;

2003 г. - 200 летие Махамбета Утемисова;

2003 г. - 100 летие Алкея Маргулана;

2004 г. - 100 летие Абылхана Кастеева;

2005 г. - 160-летие Абая Кунанбаева;

2005 г. - 170-летие Шокана Уалиханова;

2005 г. - 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и др.

Искусство и литература 90-х гг. переживали полосу своего освобождения от идеологических запретов. Значительно усилился интерес людей к своему историческому прошлому, временам культа личности. Трудной судьбе казахской интеллигенции и крестьянства посвятили свои произведения такие писатели, как М. Магауин, А. Кекильбаев, С. Жунусов, К. Жумадилов, С. Сматаев, С. Елубаев. Их книги стали очень популярными в народе. Сложные вопросы бытия, взаимоотношения личности и общества были глубоко исследованы в трудах И. Щеголихина, А. Сейдимбекова, Г. Толмачева, Р. Сейсенбаева и др.

Народный писатель О.Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», являющееся итогом его многолетнего труда, где исследуются закономерности развития языка на примере распространенных мировых и национальных языков.

Книга видного поэта М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» стала известна далеко за пределами родины. В романе в стихах автор с глубоким сожалением говорит о деградации человеческой души, потере ценностей, замене их мнимыми, о том, как люди отошли от гуманистических принципов во всех сферах деятельности, вследствие чего цивилизация приходит к духовному банкротству.

В рамках мероприятий, связанных с проведением Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), популярные произведения казахских писателей были опубликованы на русском языке в России. Библиотеки Казахстана пополнились новыми произведениями российских авторов.

Наибольший интерес у читателей вызвали роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона «Последний долг», последние две книги тетралогии «Кызыл жебе» («Красная стрела») Ш.Муртазы, философское эссе М.Магауина «Мен», роман-дилогия «Дарабоз» К.Жумадилова, поэтические произведения К.Мырза-Али, Т.Медетбекова, И.Оразбаева и др.

Новая опера композитора Е. Рахмадиева «Абылай хан», написанная на либретто А. Кекилбаева, была признана как достижение данного жанра. В области классической музыки А.Мусаходжаева, М.Мухамедкызы, Н.Усенбаева и другие достигли значительных творческих успехов.

Громадной популярностью пользуются у населения республики регулярно проводимые айтысы. Дошедший до настоящего времени этот древний вид искусства подарил миру множество талантливых имен: К. Абилева. М. Кокенова, Е. Аскарова, А. Беркенова, А. Калибекова и других.

К 1991 г. в Казахстане функционировало 48 профессиональных театров, работающих на пяти языках, 26 концертных организаций, свыше 9 тысяч клубов, около 10 тысяч массовых библиотек, 145 музеев.

Традиционным стало проведение фестивалей и дней национальных культур, самобытных народных праздников - «Наурыз» и другие. По инициативе самого населения было создано 19 национально-культурных центров, играющих большую и плодотворную роль. Открывались новые театры в областях.

Снятие идеологической цензуры и запретов позволили театрам поставить немало ярких спектаклей. Например, в театре юного зрителя (казахская труппа) была поставлена вызвавшая большой интерес пьеса Ш. Муртазаева «Письмо Сталину», в театре имени М. Ауэзова - «Акбилек». По-прежнему радовала зрителей концертная программа «Тамаша». Заслуженной популярностью пользовались у любителей народной музыки «Отырар сазы», «Сазген», «Адырна». Большую популярность у молодежи приобрели эстрадные ансамбли «Дос-Мукасан», «Арай», «Ариас».

В 90-е гг. в искусстве появился ряд очень интересных имен, ярко раскрылся талант К. Байбосынова, К. Ахмедиярова, Н. Карменова, А. Мусаходжаевой, С. Аубакировой, Э. Курмангалиева, Н. Ускамбаевой, Р.Рымбаевой. Большую роль в появлении талантов стал играть международный конкурс «Азия дауысы».

В середине 70-х гг. кинематографисты Казахстана столкнулись с острым творческим кризисом. Практически небольшой успех имели фильмы «Щит города», «Погоня в степи», «Серебряный рог Алатау», «Кровь и пот», «Гаухартас» и другие.

В конце 80-х гг. в национальное кино пришло новое поколение кинематографистов, у которых имелись свои художественные и идейные принципы. Основателями этого направления стали выпускники ВГИКа, выходцы из экспериментальной мастерской известного режиссёра Сергея Соловьёва. Некоторые их работы отмечались новизной творческого подхода, социальной напряженностью и стали заметным событием в культурной жизни республики. Это «Конечная остановка» (реж. С. Апримов, 1987 г.), «Волчонок среди людей» (реж. Т. Теменов), «Султан Бейбарс» (реж. Ф. Мансуров). Острой проблематичностью, правдивостью выделяются последние работы кинодокументалистов О. Рымжанова, С. Азимова, В. Рериха.

Динамичное развитие кинематографа в годы независимости позволило некоторым из отечественных лент не только участвовать в различных фестивалях, но и получать награды.

Фильм «Кочевник» режиссеров Р. Ибрагимбекова и Т. Теменова (за рубежом известен подназванием «Номад») рассказывает о борьбе казахского народа против джунгарских завоевателей, действиях политической элиты и героических подвигах рядовых сарбазов в защите Отечества в период становления национальной государственности.

Фильм «Подарок Сталину» (режиссёр Абдрашев Р.) повествует о трудной судьбе еврейского мальчика, депортированного в Казахстан в послевоенные годы. Его усыновляет путевой обходчик Касым, бывший фронтовик. По его инициативе мальчик получает казахское имя Сабыр («смиренный»). Могила Касыма становится священным местом для Сабыра Познера, к которому он всегда возвращается.

Трогательную историю о жизни простых людей, о вечных человеческих ценностях рассказывает фильм «Прощай, Гульсары!» А. Амиркулова, снятый по одноименному произведению Ч. Айтматова, совместно с кыргызской киностудией «Ардфильм». Среди специалистов нашли положительный отклик фильмы «Мустафа Чокай» режиссера Нарымбетова, «Тюльпан» режиссера С. Дворцевого, который был снят при участии России, Швейцарии и Германии.

Однако за период независимого развития республики национальная культура в целом, и художественная литература в частности, не смогли выйти из кризиса, в основном выражающегося в тематической ограниченности. Жизнь и деятельность человека в условиях новых рыночных отношений так и остались вне поля зрения писателей. Грандиозные политические события и явления, связанные с демократическими преобразованиями в обществе, также остались не выраженными через художественные образы наших современников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: