В конце 1848 г. началась подготовка всесоюзного совещания по проблемам физики, на котором с подачи Лысенко намеревались атаковать советских последователей А.Эйнштейна. Среди них значились Ландау, Тамм, Харитон, Зельдович, Гинзбург, А.Иоффе. Пагубность этой затеи осознали в «атомном комитете» и совещание отменили. Если бы оно состоялось. То советская физика была бы отброшена на 50 лет назад, а многие ведущие
Сентября 1946 г. принимается постановление «О кинофильме «Большая жизнь», в котором давались уничижительные оценки творчеству кинорежиссёров Л.Лукова. С.Юткевича, А.Довженко, С.Герасимова, С. Эйзенштейна.
5.) 10 февраля 1948 г. - постановление «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели, в которого обвинили в за то. что он представил грузин и осетин врагами русских в 1918-1920- х гг. Подверглись также критике за формализм в музыке за Шестую симфонию С.Прокофьев, за «Поэму» - Хачатуряна, а также Шостакович, Мясковский и др.
6.)В июне 1947 г. в Министерстве здравоохранения СССР был проведён суд чести членом-корреспондентом Академии медицинских наук Н.Клюевой и
её мужем. Профессором Г.Роскиным, за то, что они предложили опубликовать в США книгу «Биотерапия злокачесвенных опухолей». Им был вынесен общественный выговор. За такую же прогрешность академик Панарин был осуждён за «шпионаж» на 25 лет.
7.) В 1947 г. проведены две дискуссии по книге Г.Александрова, «История западноевропейской философии» с критикой автора «за беззубое вегетаринство» - за отсутствие полемического задора в критике философских противников.
8.) В мае 1947 г. состоялась дискуссия по книге Е. Варги «Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны» в которой автор доказывал тезис о ГМК, как о средстве создания смешанной экономики, способной преодолеть многие болезни рыночной экономики. Вознесенский раскритиковал книгу как не марксистскую и не научную. Что привело к ликвидации возглавляемого с 1926 г. Варгой Института мирового хозяйства и мировой политики.
9) Философская и экономическая дискуссии 1947 г. стали предвестниками ужесточения идеологического контроля и в других областях науки, в том числе естествознании. Так монопольное положение в агробиологии, занятое группой академика Лысенко, привело к освобождению от работы многих его оппонентов: генетиков, физиков, морфологов, почвоведов, медиков. Реакционной наукой назвали кибернетику, которая якобы была необходима империалистам США для развязывания третьей мировой войны
учёные были бы объявлены космополитами. Тем не менее борьба с «физическим идеализмом» продолжалась до середины 1950- х гг.
С конца 1948 г. «ждановщина» переросла в к новую кампанию против «космополитизма». Его трактовкам была дана в статье О.Куусинена «О патриотизме». В ней космополитизм определялся как «безразличное и пренебрежительное отношение к Отечеству... как идеология совершенно чуждая трудящимся. Это идеология... международных банкирских домов и международных картелей … биржевых спекулянтов, мировых поставщиков оружия и их агентов … орудующих согласно латинской пословице «где хорошо, там и родина». Т.О. выходило, что в СССР космополитам могли быть только «враги народа»^ сторонниками буржуазного космополитизма и национализма.
Сталин феномен космополитизма связывал с послевоенной борьбой США за мировое господство. Он оставил запись на новом проекте партии: «Теория космополитизма и образование... мирового правительства. Эта пометка объясняет главные причины развернувшейся вскоре в СССР кампании против космополитов вовне и внутри СССР, приявший с самого начала антисемитский характер.
■
Эта запись Сталина, неразрывно_связывавшая теории космополитизма и всемирного правительства, объясняет, по существу, главную причину открытия в СССР кампании по борьбе с космополитами.
Эта причина состоит в том, что эта кампания была направлена не только против претензий США на мировое господство под новыми лозунгами, но и против разрабатываемых там проектов, нацеленных на разрушение советского патриотизма и замену его «общечеловеческими ценностями», вполне совместимыми с традиционным патриотизмом американцев и отношением к Америке «космополитов» в других странах.
Для народов Советского Союза космополитизм стал восприниматься растущей опасностью по мере расширения в США возникшего в конце Второй мировой войны движения за создание «всемирного правительства». В сентябре 1945 г. к движению примкнул А. Эйнштейн, заявивший, что единственный способ спасения цивилизаций и человечества - создание мирового правительства, обеспечивающего безопасность нации, основанную на законе, решения такого правительства должны иметь обязательную силу для государств — членов сообщества наций. ООН такими полномочиями не обладал. К теме мирового правительства ученый неоднократно возвращался и позже. По представлениям американских приверженцев этой идеи, образцом мирового правительства являлись США, и дело оставалось лишь за тем, чтобы все независимые народы и страны были сведены к положению штатов Техас или Юта.
В 1947 г. крупнейшие советские ученые (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, Н. Н. Семенов и А. А. Фрумкин) в открытом письме высказали свое несогласие с Эйнштейном. В ответном письме тот расценил несогласие как тенденцию к «бегству в изоляционизм», особенно опасный для Советского Союза, «где правительство имеет власть не только над вооруженными силами, но и над всеми каналами образования, информации, а также над экономическим существованием каждого гражданина». Иначе говоря, утверждалось, что только разумное мировое правительство может стать преградой для неразумных действий советского правительства. Для советских властей это выглядело абсурдом.
Эту кампанию, по мнению А.И. Вдовина, Верта и др. исследователей инициировал Сталин. Он же определял её направленность, формы и методы её проведения и её временные рамки, хотя формально этим занималось Управление пропаганды и агитации ЦК КПСС, во главе которого стояли в 1947-1949 гг. Стояли в разное время М.А.Суслов и Д.Т. Шепилов. Установки на проведение кампании были даны в статье Шепилова «Советский патриотизм» («Правда»,1947,13 авг.). В ней утверждалось, что поскольку советский строй «во сто крат выше и лучше любого буржуазного строя», постольку «теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны». Наличие низкопоклонства перед Западом в ССССР признавалось, но изображалось свойством отдельных «интеллигентиков», которые ещё не освободились от пережитков «проклятого прошлого царской России и с лакейским подобострастием взирают на всё заграничное только потому, что оно заграничное»
А.А.Жданов, как основной идеолог партии, в свою очередь, выдвинул теоретическое универсальное обоснование резкого поворота от интернационализма как некоего социалистического космополитизма к интернационализму как высшему проявлению социалистического патриотизма. Применительно к ситуации он говорил: «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину – означает потерять руководящую линию, потерять своё лицо, стать безродным космополитом».
Особенности:
Во-первых, начала, в 1947 г., эта кампания по борьбе с космополитизмом проводилась под лозунгом укрепления советского патриотизма и преодоления низкопоклонства перед Западом.
Вторая особенность: Однако, к концу 1948 г. стала приобретать заметно выраженный антисемитский оттенок. Если поначалу космополитами представлялись анонимные приверженцы определённых направлений в науке (генетики, кибернетики и др.), с конца 1948 г. среди них всё чаще фигурировали представители еврейской интеллигенции.
Происходило это, по мнению Вдовина, скорее по объективной причине. Евреи как исторически сложившаяся диаспора Европы, издревле занимали прочные позиции в области интеллектуального труда. После Октябрьской революции они были представлены в советской интеллигенции во много раз большим удельным весом, чем в населении страны, и активно участвовали в политической и идеологической борьбе по разные стороны баррикад (пример: обсуждение в ячейке ТГО ОГПУ в начале 1929 г. проявлений антисемитизма в Тверской губернии)
В-третьих, в 1949 г. после арестов активистов Еврейского антифаши- сткого комитета (ЕАК) кампания по борьбе с космополитами приобрела разнузданную форму. Поводом к ней послужила попытка группы советских театральных критиков, преимущественно еврейской национальности, сместить А.Фадеева с поста председателя Союза советских писателей. Сталин расценил это, как «типичную антипатриотическую акцию на члена ЦК товарища Фадееве». После этого «Правда» с января 1949 г. выдала серию статей, носивших директивный характер: «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», «Эстетствующие клеветники», «Против космополитизма и формализма в поэзии», «Космополиты в кинокритике и их покровители», «Изгнать буржуазных космополитов из советской архитектурной науки», «Против буржуазного космополитизма в литературоведении», при этом фигурировали еврейские фамилии (параллели с современностью: скандал в Союзе кинематографистов РФ – группа Михалкова (державники) и его оппоненты (либералы-западники и недовольные)
Космополиты обнаруживались повсюду, но главным образом, в литературно-художественных кругах, редакциях газет и радио, в НИИ и вузах. В феврале 1949 г. Политбюро приняло решение о роспуске объединений еврейских писателей в Москве, Киеве, Минске, о закрытии альманахов на идиш. ЕЩЁ раньше, в ноябре 1948 г. был распущен ЕАК, а его председатель С.Михоэлс, руководитель еврейского театра в январе 1948 г. был устранён по приказу Сталина во время гастролей в Минске. Сталин подозревал его в попытках использовать его дочь Светлану и её еврейского мужа Г.И.Морозова в корыстных целях советских и зарубежных евреев.
Начались политические репрессии против бывших членов ЕАК и сочувствующих ему. До 1953 г. было арестовано 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов. Некоторые из руководителей ЕАК (Квитко, Фефер, Перц, Маркиш, Бергельсон) в 1952 г. были расстреляны по обвинению в намерении собрать евреев в Крыму и провозгласить там автономию)
В-четвёртых, с 23 марта 1949 г. кампания пошла на убыль. Сталин дал указание редактору «Правды» Поспелову: «Не надо делать из космополитов явление. Не следует сильно расширять круг. Нужно воевать не с людьми, а с идеями». Видимо, было решено, что основные цели кампании достигнуты.
В отечественной и зарубежной историографии существует большой разброс мнений о причинах и целях кампании. Одну их этих точек зрения высказывает А.И. Вдовин. По его мнению: «главное в кампании не антисемитизм, ( Моё: со стороны части советского руководства, и не русофобия,( Моё : со стороны, части советских евреев ), а стремление режим взять под контроль некоторые национальные импульсы, допущенные во время войны в пропагандистских целях ( Моё: международная деятельность ЕАК, с одной стороны, и пропаганда идей русского патриотизма и ведущей роли русского народа, с другой стороны ) и представлявшие определённую угрозу для последующей консолидации советского общества в условиях набиравшей силу холодной войны»