Редупликации и сложения

Чередования и внутренняя флексия.

Способ аффиксации.

Грамматика как раздел языкознания.

Лекции по грамматике

Грамматика как раздел языкознания.

Мы уже знаем, что такое лексика и то, что словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом.

Термин грамматика неоднозначен: он обозначает и науку – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений и объект этой науки – грамматический строй языка, то есть система морфологических и синтаксических форм и категорий языка.

Грамматика изучает правила функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры. Она исследует закономерности изменения слов и принципы их объединения при построении высказывания.

Все правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами передаваемого содержания. Так, в русском языке употребление или неупотребление возвратной частицы на конце глагольной формы отражает отчетливое различие в значении глагола (моюсь – мою), а выбор формы согласованного определения может зависеть от реального пола соответствующего лица и, следовательно, указывать на этот пол, например, этот плакса или эта плакса, мой Саша или моя Саша. Другими словами, грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т.е. между значением и особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов, т.е. правилами перехода от воспринимаемого плана выражения высказывания к плану содержания.

Составные части грамматики:

- словообразование изучает внутреннее строение слова, его членимость на словообразовательные морфемы, правила образования слов.

- морфология исследует формы слова и выражаемые ими значения, способы выражения грамматических значений (это грамматика слова)

- синтаксис изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, явления сочетаемости слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных (это грамматика словосочетания и предложения; грамматика связной речи – единиц больших, чем отдельное слово).

Разделы грамматики:

· Общая грамматика (изучает универсальные черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков)

· частная грамматика (исследует грамматический строй конкретного языка)

Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями. Грамматическое значение является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами (лексическое значение соотносит языковую единицу с внеязыковой действительностью (информацию о к.-л. явлении в совокупности всех его свойств). В слове теплая (в данной словоформе) грамматическим значением является указание на род (женский), число (единственное), падеж (именительный), а также (в любой словоформе – теплый, теплое, теплого, т.д.) на грамматический класс слов, т.е. часть речи (прилагательное). Грамматические значения в большей мере представлены в целом предложении. Грамматическое значение – есть значение отношения его к другим словам в предложении в процессе осуществления акта коммуникации и понимания

Формальными показателями грамматического значения являются – словоизменительные аффиксы, внутренняя флексия, повторение корня или слова, использование разных корней в одном грамматическом ряду, словесное ударение, служебные и вспомогательные слова, порядок слов, интонация. Наличие ф.п. обязательно для существования грамматического значения в к.-л. языке.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение Петров – студент. Слова, входящие в состав этого предложения, выражают два лексических значения:

- имя собственное Петров выражает представление о конкретном лице, носящем такую фамилию

- нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но значение предложения Петров – студент не сводится к простой сумме этих двух значений.

Смысл данного предложения заключается в специальном (стоящим в центре внимания) сообщении того факта, личность Петров есть член класса «студенты». Мы можем выделить здесь следующие грамматические значения:

· значение утверждения некоторого факта (сравним вопрос о факте с другой интонацией: Петров студент?)

· Значение специального отождествления двух мыслимых единиц

· Значение отнесенности факта к настоящему моменту (периоду) времени, что выражено здесь отсутствием глагола (сравним: Петров был студентом)

· Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола (сравним: Петров был бы студентом)

· Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в другом слове отсутствием окончания (Петровы – студенты)

· Далее оба сущ.относятся к мужскому грамматическому роду, указывает на мужской пол (Сравним: Петрова – студентка).

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.

Есть категории двучленные – в р.я. число (ед. и мн), глагольный вид (совершенный – несовершенный), трехчленные (лицо – первое, второе, третье), многочленные (в р.я. и многих других – падеж).

2. Способы выражения грамматических значений: Способ аффиксации.

Основные способы выражения грамматических значений:

· Синтетический способ предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных, словоизменительных), грамматическое значение выражается в рамках слова (напишу, столом)

· Аналитический способ предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих сложные (аналитические) грамматические формы – буду писать, написал бы, an apple, das Fenster, werde arbeiten, suis entre)

Разновидности синтетического способа выражения грамматических значений: способ аффиксации

Способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Это наименьшая единица языка, обладающая планом выражения и планом содержания. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения. По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня (это может быть суффикс и окончание).

Кроме префиксов и суффиксов бывают интерфиксы – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах – лоб – о – тряс, каш-е-вар; конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, действуют совместно (например, в нем.языке конфиксация префикса и постфикса в причастных формах - найденный, употребляемых при образовании сложного прошедшего времени; инфиксы – аффиксы, вставляемые в середину корня (редкий вид аффиксов – некоторые латинские глаголы, при помощи инфикса образующие основу настоящего времени:

Часть слова, к которой могут присоединяться аффиксы, называется основой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: